Цель: Представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой .

Оборудование: предметные картинки, шары со слогами разной формы, музыкальные инструменты, ножницы, чашка с водой, ложка, стакан, газета, отпечатанные скороговорки, запись логопедических частушек.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, коллеги. Мне бы очень хотелось вас поприветствовать через пальчиковую игру. Называется она «к логопеду прибежали».

К логопеду прибежали

Все друг другу руки жали

Привет, Людмила

Здравствуйте, Гали,

Катерина и Наталья,

Таня, Ольга, Маргарита

Дверь всегда для вас открыта!

Не хотите ль пирожок?

Или коржик?

Вот вам драже на дорожку

Вы берите по - немножку

Мы все стряхнули крошки

И захлопали в ладошки!!!

А как вы здороваетесь друг с другом? Поздоровайтесь так с рядом сидящей коллегой, чтобы не повторять приветствие остальных.

2. Объявление темы мастер-класса.

Я должна вам сообщить тему нашего семинара, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.

Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

ФОТОАППАРАТ- «фопотарат»

ПОМИДОРЫ - «мидоры»

СКОВОРОДКА - «скородолка»

ЮЛА - «юла»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

КЛУБНИКА - «лубика»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.

Как вы думаете, а надо ли логопеду заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

Нужно обязательно заниматься коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Так как такое нарушение приводит к дисграфии и дислалии в начальной школе. Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.

3. Теоретический аспект «Что такое слово».

А сейчас попробуйте сформулировать своими словами что такое слово, раз его структура нарушается. В словаре Даля я нашла несколько определений;

1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.

2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.

3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.

4. Разговор. Беседа.

А структура-это состав, ряд, компонент.

А если нарушается слоговая структура слова (ССС), то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.

4. Практическая часть. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Работу по преодолению (ССС) нужно выстроить в 2 этапа.

На 1 этапе своей работы я пользовалась как вербальным так и невербальным материалом. Это был подготовительный этап.

Цель: Подготовить ребёнка к усвоению ССС.

Предлагаю вам выполнить задания, которыми я пользовалась на подготовительном этапе.

1. Упражнение «Газета»

Скомкать газету и определить характер шума. Какие звуки напоминает шум мнущейся газеты. (Шелест листьев, шипение змеи, шипение масла на сковородке, плеск, шум моря. Звук газеты тихий, шершавый, газетный, глухой, мятый.)

2. Упражнение «Музыкальный инструмент»

Определить за ширмой по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон….)

3. Упражнение «Из чего сделаны звуки».

Определить на слух какие предметы в действии, издают звуки (карандаш, бумага, стакан, чашка с водой).

4. Упражнение «Шумы вокруг нас». (Закрыть глаза на 1 минуту и прислушаться к звукам окружающим, назвать их источники. (Шаги, гудок машины, вой ветра, скрип двери…)

5. Музыкальная пауза «логопедические частушки».

Предлагаю вам отдохнуть и прослушать логопедические частушки.

6. Коррекционный этап практической части.

А сейчас переходим к коррекционному этапу нашего занятия.

Он проходит в 3 этапа: уровень звуков, уровень слогов, уровень слов.

Уровень звуков «Прочитай звук по губам» (а о у и э ы).

По -разному может звучать один и тот же звук. Характер звука «А» - плачет девочка, кричит мальчик, поёт девушка, мама качает малыша, испуг, показ горлышка врачу.

Характер звука «О» - удивилась бабушка, стонет дед, потягивается папа, поёт певица…

На данном этапе развивается мимика, лексика, дыхание, воображение, память, внимание, фонематический слух.)

Уровень слогов

Используется на этапе автоматизации слогов и дифференциации звуков

* Задание «Слоги наоборот» (с мячом).

*задание «Слоговой аукцион».

Закончи начатый слог.

СА-пог, нки, хар, лат, рай, молёт.

3задание «Составь слог к схеме» гласный – согласный (ап, он…)

Согласный-гласный (па, лу..), согласный-согласный-гласный(про, тру…)

Задание «Слоговые цепочки»

Я произнесу слово, а вы должны подобрать на последний слог слова начинающееся на этот слог: слоги-гиря-рябина-наташа-шапка-карета-тапочки-кино-нота…

*задание «Слоговые шары»

Раздаю я вам шары

На них слоги посмотри

По форме пару ты найди

И слово на шарах прочти! (во-да, ро-са, бу-сы, лу-жа, ле-то….)

Работа над словом.

*Игра «Рифма»

Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)

И последний этап работа над фразами, текстами, стихами, скороговорками.

С раннего детства нам запомнились скороговорки. Чем же они поразили внимании и память на всю жизнь? Маленький человечек в своём развитии проходит несколько этапов. В 6 месяцев он начинает улавливать элементы звучащей речи (темп, ритм, мелодию). Темп речи зависит от подвижности артикуляционного аппарата.

*Задание «Скороговорка в картинках».

Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.

Сало было, стало мыло.

Сиреневенькая зубовыковыривательница.

А мне не недодомогания.

Ложечка ты моя желобовыгибистая.

Наш мотоциклист вашего мотоциклиста перевымотоциклит.

Дуб дубовистый-широкозеленолистый.

Заплетаю я плетень, перерезаплетаю, прирасплётываю.

(Педагоги проговаривают свои скороговорки, демонстрируя рисунки).

5. Итог

Что нового узнали на семинаре-практикуме?

Что вам осталось неясным?

На какие темы вы бы хотели получить практическую помощь от логопеда?

Ольга Акчурина

«Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр»

«. Связная речь как бы вбирает

в себя все достижения ребенка

в овладении родным языком,

в освоении его звуковой стороны,

словарного запаса

и грамматического строя»

Ф. А. Сохин

Одной из значимых задач в работе по обучению в ДОУ и семье является развитие связной речи детей дошкольного возраста : формирование грамматической и фонетико- фонематической компетенции, обогащение и систематизация лексикона. Ребенок с хорошо развитой речью может легко вступить в общение не только со сверстниками, но и с взрослыми, четко выразить свои мысли, задать вопросы. Наоборот же, у ребенка с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет , когда он уже адекватно оценивает свои возможности, могут появляться комплексы, связанные с его речевыми дефектами.

В рамках реализации годового плана мной был проведен мастер-класс для воспитателей . Целью этого мастер -класса было познакомить педагогический коллектив с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста . Тему я предложила им озвучить самостоятельно после того, как произнесла слова так , как их говорят дети. Некоторые слова вызвали затруднения в их «отгадывании» .

В практической части мастер -класс было выделено два этапа : подготовительный и коррекционный . Были проведены игры с педагогами и на развитие ритмической структуры слова , и на развитие фонематического слуха. Затем были проведены игры, упражнения направленные непосредственно на коррекцию нарушения слоговой структуры слова . Все задания, игры, упражнения выполнялись педагогами с позитивным настроем и искоркой смеха!

Спасибо за внимание!

учитель – логопед

МКДОУ «Детский сад «Колокольчик»

Акчурина Ольга Александровна

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр В методическом пособии изложена система специальных дидактических игр, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников ТИПЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. - Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей.

Индивидуальный план самообразования на 2010–2016 годы «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР» Индивидуальный план самообразования на 2010 - 2016 года Ф. И. О. Курбатова Нина Михайловна Образование: высшее, Московский государственный.

Мастер-класс для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Мастер – класс для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Прекрасна речь, когда она,.

Методика формирования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников со стертой формой дизартрии Ведущие учёные (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпоковская, А. В. Ястебова и др.) доказали, что существует.

Методики обследования слоговой структуры слова 1. Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З. Е. Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести.

Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня. Актуальность нашего исследования обусловлена.


«Развитие слоговой структуры слова в практике воспитателя»
Учитель-логопед
Куляк Светлана Сергеевна
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и системными нарушениями речи (СНР). У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с тяжёлыми и системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Какие же бывают типы нарушений слоговой структуры слова
1. Нарушение количества слогов:
​Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» - дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» - стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка.
Выделяют следующие типы слоговой структуры слова:


Односложные (дом, мак).











Коррекционная работа строится поэтапно и состоит из:
Подготовительного этапа
Коррекционного этапа
Рассмотрим более подробно эти этапы.
Подготовительный этап.
I. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
«Покажи и назови».
«Покажи части тела, которые будут названы в стихотворении»
Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой.
«Не зевай право-лево называй»
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
«Кто за кем?» (Игрушки выставляются в колонну и ребёнку задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко? Кто между?»)«Расставь героев» (Поставь кошку к домику. Поставь Машу между дорогой и забором»). «Найди клад» (ориентировка по схемам).
«Где гудит?» (определение местоположения звука).
3. Развитие временно-пространственной ориентировки
«Что сначала, что потом» (вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
«Расставь по порядку» (части суток, времена года, дни недели, месяцы)
II. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
1.Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
«Делай как я»
«Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1)Сели - встали, 2) Руки в стороны - на пояс, 3) Нога вперед - назад - в сторону.
«Умелые ручки»
1) Кулачки - ладошки, …
2) Колечки - ушки - рожки, … и т.д.
Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» - «Хоботок» 2) «Лопатка» - «Иголочка».
2.Развитие чувства темпа
«Как двигаются животные?»
«Кулачки - ладошки»
Дети выполняют движения руками в нужном темпе под стишок:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:Стук - стук, стук - стук.Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:Стук - стук - стук, стук - стук - стук,А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:Хлоп - хлоп - хлоп, хлоп - хлоп - хлоп.
3.Формирование чувства ритма
«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо).
Графические упражнения на переключение: «Бусы» (например, красный - желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы.
Воспроизведение заданного ритма на слух: «Постучи на ложках»
Коррекционный этап.
I. Работа над гласными
Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
в сопровождении символов (А, У, О, И, Ы),
без зрительной опоры.
Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением.
Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, радостно, злобно, ласково) голоса.Произнести столько гласных, сколько на поляне бабочек.
Встать, когда прозвучит ряд из двух (1-ого, 3-х) звуков.
II. Работа с разными типами слогов:
с общим согласным (например, произносить: та – то – ту – ты);
с общим гласным (ка-та-ма-ва);
обратные слоги (Скажи «ав – ав» столько, сколько точек видишь);
закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости (та – да, ко – го);
слоги со стечением ста-сты-стуIII. Работа над словом последовательно проходим следующие типы слоговой структуры слова:
Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
«Покажи и назови чьи?» Мои коты. Мои маки. Мои киты. и т.д.
Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
«Скажи, что делали дети?» Гуляли, катали, пилили, бегали и т.д.
Односложные (дом, мак).
«Сколько у тебя?» У меня пять мух. У меня пять лип. и т.д.
Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
«Назови что делают?» Ведут, едут, мылят, лепят и т.д.
Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
«Ветка чего?» Ветка ели. Ветка липы. Ветка сосны. и т.д.
Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
«Чего нет?» Нет дубков. Нет комков. Нет бинтов. и т.д.
Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
«Сколько у тебя?» У меня пять диванов. У меня пять батонов и т.д.
Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
«Повтори и подели слово» Лед-ни-ки, бо-тин-ки, ин-дю-ки и т.д.
Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
«Какой?» Ягодный, вафельный, кофейный, танковый и т.д.
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
«Две» У меня две матрёшки, два индейки, две наклейки и т.д.
Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
«Много чего?» Много блюд, много книг, много яхт и т.д.
Односложные со стечением в конце слова (зонт).
«Нет чего?» Нет клинка, нет плитки, нет флейты и т.д.
Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
«Что делаешь?» Я нахожу кнопку. Я покупаю продукт. и т.д.
Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
«Кого (что?) видишь?» Я вижу черепаху. Я вижу пианино. и т.д.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
Слоговые дорожки (ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след дорожки).
Слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме - ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом или нужный этаж).
«Дом - замок - избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках).
«Доскажи слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, ША _ ; ША _ _)
«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются).
«Телевизор» (На экране появляются гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы О А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
IV. Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
«Подбери предмет и повтори» (Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, горячий … (чай), круглый … (мяч), трусливый … (заяц) и т.д.
«Снежный ком» (ребёнок рисует круги по количеству слов в предложении. Например: Самолёт. Летит самолёт. Летит быстрый самолёт. Летит быстрый, белый самолёт.).Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
Помните, вся работа над слоговой структурой слова осуществляется последовательно - переход к более сложной слоговой структуре осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Используйте в своей практике предложенные методы и приёмы развития слоговой структуры слова, ведь именно вы вносите ощутимый вклад в развитие личности своего ребёнка.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» п. Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края

Мастер – класс для педагогов

Организовала и провела
Учитель-логопед Докукина Е.В.
2015г.
Мастер – класс для педагогов
Игровые приемы в работе над слоговой структурой слова.
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Задачи:
1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.
2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.
3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.
Оборудование: картинки с предметами, игровые пособия, проектор, интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры.
Раздаточный материал: листы бумаги, на которых написано слово – «Информация», мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки; фишки, длинные и короткие полоски бумаги; игры: «Путешествие на воздушном шаре», «Собери бусы», «Магазин», «Поезд», «Собери пирамидку».
Ход мастер – класса.
1. Организационный момент.
Послушайте стихотворение.
Гастроном
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
Мост построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху летчику виднаВся родная СТОРОНА.
А теперь попробуйте составить из слова ИНФОРМАЦИЯ как можно больше слов (у каждого участника карточка со словом).
2. Объявление темы мастер-класса.
Я должна вам сообщить тему нашего мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её. Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:
АВТОБУС - «татобу»
ПОМИДОР - «мидор»
КАСТРЮЛЯ - «кастуля»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
КЛУБНИКА - «лубика»
ТАРЕЛКА - «талерка»
Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.) Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
3.Теоретическая часть.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи.
4.Практическая часть.
- Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.
Предлагаю вашему вниманию Игровые приемы, предназначенные для коррекции нарушения слоговой структуры слова.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.Ход упражнения:Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.Материал: картинки, карточки с цифрами. Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.Материал: мяч.Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.
Игра «Собери бусы»
Цель: учить подбирать слова (бусины) согласно слоговой схеме, формировать навык слогового анализа слов.
Ход игры: детям предлагается собрать бусы, согласно схеме

Игра «Словесная дорога».
На столе выложена дорожка из предметных картинок. По заданию логопеда (воспитателя) дети поочередно продвигают игрушечную машину до загаданного им слова.

Логопед (воспитатель) может просто отхлопать количество слогов, а ребенок прокатить машину до того слова, которое соответствует заданному количеству слогов (3 хлопка--- нужно доехать и остановиться на 3-хсложном слове). На смену одному ребенку приходит другой и т. д.
Задание можно изменить. Логопед (воспитатель) называет первый слог, а остальные отхлопывает. Ребенок должен догадаться, какое слово загадал педагог и «доехать» до соответствующей картинки (ИЗ –ХЛОП-ХЛОП --- ИЗБУШКА)
Усложняем задачу. Теперь нужно отгадать слово по второму слогу, остальные слоги отхлопываются (ХЛОП-РЁШ-ХЛОП--- МАТРЁШКА). А теперь предложим детям распознать слово по хлопкам и последнему слогу (ХЛОП-ХЛОП- ГАЙ--- ПОПУГАЙ)
3. Карточки- проверялочки.
Детям раздаются карточки с изображением 4-х слов. Одно слово по количеству слогов отличается от остальных (например, среди двусложных слов одно трехсложное). Детям следует зачеркнуть фломастером одно «лишнее» словечко. (Карточки находятся в полиэтиленовых пакетах-файлах, поэтому фломастер впоследствии легко стереть).

Игра «Магазин».
Детям раздаются карточки, имитирующие денежные купюры, со слоговыми схемами на них. В качестве товаров используются предметные картинки, муляжи или реальные предметы. Логопед (воспитатель) играет роль продавца. Дети (покупатели) встают в очередь и выбирают товар соответственно слоговой схеме на своей купюре.

Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.Материал: набор предметных картинок, графическая модель пирамидыХод игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).Ход упражнения: Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.
5.Рефлексия.
Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).
1. Что я сегодня узнала нового?
2. Что для меня было интересно?
3. Я приобрела…
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?
Литература:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.


Приложенные файлы

Передовой педагогический опыт в детском саду

Формы работы по формированию слоговой структуры слова
у детей с общим недоразвитием речи

Прислала: Волкова Наталья Николаевна, учитель-логопед 1 кв. категории
МАДОУ “ЦРР – Детский сад № 378» Кировского района г. Казани

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с общим недоразвитием речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков) . Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двухи трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Используются разнообразные направления в работе над звукослоговым составом слова:

  1. работа по восприятию различных типов интонаций;
  2. развитие тактильных ощущений;
  3. развитие ритмических способностей;
  4. работа над звуковым составом слова;
  5. работа по сохранению и развитию слогового состава слова;
  6. отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

1. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка) ;

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент? и т. д.) .

2) Развитие ритмических способностей является основой для овладения звукослоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Необходимо сочетать правильную ритмичную речь с ритмичными движениями. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи, как правило, имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши

Особое внимание необходимо уделить работе над ритмом, как одной из основных характеристик в нарушении слоговой структуры. Существует два ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах. Несомненно, любая работа над ритмом, в том числе музыкальным, полезна для детей с ОНР. Даже при совершенствовании мелкой и общей моторики (которые обычно нарушены у детей с ОНР) необходимо как можно больше уделять внимание заданиям ритмизирующим деятельность детей.

Предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

  • Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
  • Сравнение ритмов! - !!; !! - !! - !;
  • Воспроизведение определенного ритма по образцу;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: ! !!; !!! ! !;
  • Произвольное воспроизведение ритма с последующей записью ритмического рисунка символами;

3) Формирование общей коррекции движений под ритмическую музыку: маршировка, бег, ходьба.

4) Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

Такой работой на занятиях должны заниматься и воспитатели, и инструктор по физкультуре, и музыкальный руководитель.

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопыванием слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма – ши – на (между слогами – паузы, все слоги одинаковой громкости, хлопки одинаковой силы) , а машИна (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок) . Аналогично, слово молоко, не ма – ла - ко, и уж тем более не мо – ло – ко, а малакО (без пауз, слог кО произносится более длительно и громко) .

Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует более легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.

Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз с разным ритмом. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний, состоящих из гласных звуков. Потом переходим на уровень прямых слогов (одинаково повторяющихся) , затем слогов с разными звуками раннего онтогенеза (например, мА – па, па – мА, па – та – кА и т. д.) . Далее можно перейти на уровень слова.

Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Приложение 1

Уровень гласных звуков.

Детям предлагаются следующие задания:

Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А;

Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А .

Уровень слогов.

Данный вид работы целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующими:

Составление слов из предложенных букв (С Н О - сон, нос) .

Нанизывание колец на стержень с одновременным произнесением цепочки слогов.

Сосчитай, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных) .

Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

Повторение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су.

Повторение за логопедом серии слогов со стечением согласных:

ста-сто-сту-сты

а-ста, а-сто, а-сту, а-сты.

и-ста, и-сто, и-сту, и-сты.

Игра «Скажи наоборот»: са-ас, со-ос, тса-аст.

Запись слогов различных типов под диктовку.

Уровень слова.

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

  1. структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
  2. формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированные, так и в составе фразы;
  3. в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создаёт определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу) ;
  4. переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа мама, папа, баба.