Понятие метод происходит от греческого слова методос, которое означает путь к чему-то, путь познания или исследования как метод науки оно означает совокупность или систему приемов и операций, применяемые ся экономистами для сбора, систематизации и анализа экономических фактов, явлений и процессов. Сначала экономист изучает и собирает факты, явления, касающиеся рассмотрения экономической проблемы. Далее собранные факт и и явления систематизирует, обнаруживает логические экономические связи между ними, делает обобщения, изучает их взаимодействующихдію.

В экономических исследованиях применяют методы индукции и дедукции. Под индукцией понимаем вывода принципов, законов есть анализа фактов. Метод индукции означает ход мыслей от анализа фактов к теории от частного к общему. Обратный процесс, то есть когда экономисты изучают те или иные проблемы, отталкиваясь от теории к отдельным фактам и проверяют или отвергают этим теоретические положения, называется я дедукцией. Индукция и дедукция - не противоположные, а взаимодополняющих методов исследованияення.

При исследовании экономических явлений и процессов широко применяется метод абстракции, означает очищение наших представлений от случайного, единичного и выделение из них устойчивого, типичного. Итак, абстрагуван ния - это обобщение. В экономике оно имеет практическое значение. Правильная теория основывается на анализе фактов и она является реалистической. Теории, не согласуются с фактами, является антинаучные; применение часто приводит искажения в экономической политикетиці.

Важным средством познания экономических процессов и явлений является использование методов анализа и синтеза. Анализ предполагает расчленение предмета (явления или процесса) на составные части, выделение отдельных сторон н, признаков. Синтез, наоборот, означает сочетание разрозненных ранее частей и сторон в целостность. Анализ способствует раскрытию существенного в явлении, а синтез завершает раскрытие сущности, дает возможность показать, в каких формах это явление присуще экономической действительности, ведет к обобщениюння.

Научное исследование экономических явлений предусматривает также сочетание логического и исторического подходов к изучению экономических процессов и явлений. Это означает, что нужно рассматривать условия, в которых явление начало развиваться, как оно менялось под влиянием изменения исторических условий. Логическими есть изменения, не противоречащие логическим принципам, а если противоречат, то нужно искать причину этогого.

Завершающей звеном познания экономических процессов и явлений, критерием истины является общественная практика

Отдельного внимания заслуживает использование графиков, таблиц при изучении экономических явлений и процессов. Графики и таблицы являются средствами, из которых делаются определенные выводы, выявляются определенные тенденции. На основании и аблица делаются определенные обобщения. Графики является инструментом, с помощью которого экономисты выражают свои теории, модели. Они показывают взаимосвязь между двумя группами экономических фактов. Поэтому такие прост и двумерные графики является удобным средством демонстрации взаимосвязей между экономическими явлениями, например, между доходами и потреблением, ценами и спросом, ценами и предложением товаров и др. інші.

Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику. Такое разделение обусловлено тем, что экономические явления и процессы можно исследовать на макро-и микроуровне. Микроэкономика изучает деятельность отдельных ных хозяйственных единиц во взаимосвязи с различными экономическими субъектами. Она исследует структуру их затрат и доходов, показатели хозяйственной деятельности, проблемы организации производства, сбыта, у правления, использования доходов и другие проблемы развития предприятий. Микроэкономика также исследует деятельность домохозяйств как поставщиков ресурсов, получателей доходов и потребителей товаров и послеслуг.

Макроэкономика изучает хозяйственную деятельность в масштабах национальной экономики, ее регионов, народнохозяйственных комплексов, сфер и отраслей и мирового хозяйства. На основе изучения макроекономи ичних процессов разрабатывается государственное прогнозирования и программирования, осуществляется социальное страхование, ценовая и налоговая политика, кредитование, таможенная политика и другое. Разделение экономической науки на м икрой-и макроэкономику носит условный характер. Микроэкономические процессы тесно переплетаются с макроэкономическими, четко разграничить их практически невозможноиво.

Все экономические науки делятся на два вида: теоретические и практические. Теоретические - это науки, изучающие законы и существенные экономические взаимосвязи в реальной деятельности на макроуровне. К ним относятся п политэкономия, макро-и микроэкономика. Прикладные - науки, изучающие, как проявляются экономические законы и взаимозависимости в конкретных областях и сферах хозяйствования. К ним относятся, например, е кономика промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговлиівлі.

Методы исследования экономических процессов

В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология - ϶ᴛᴏ наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в т.ч. наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; выработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; выработка моделœей в логических и математических формах.

Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всœего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделœении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, к примеру, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). К примеру, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой базе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всœеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Широко используются также индукция и дедукция .

Индукция - ϶ᴛᴏ процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важнейшим методом эк. теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая модель - ϶ᴛᴏ формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целœевым характером исследования.

Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

Моделирование, ᴛ.ᴇ. построение моделœей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). В случае если в модели есть только самое общее описание показателœей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. В случае если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Модели делятся на статические и динамические.

Статические модели - предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделœей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателœей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость должна быть линœейной (ᴛ.ᴇ. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).


В случае если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объём его продажи - рис. 1,а). В случае если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него - рис. 1,6). Зависимость должна быть нелинœейной (ᴛ.ᴇ. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса, рис.1,в).

Рис. 1. Основные виды графиков: а - график обратной линœейной зависимости; б - график прямой линœейной зависимости; в - график нелинœейной зависимости

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Οʜᴎ бывают круговыми, столбиковыми и др.
Размещено на реф.рф
(рис. 2).


Рис. 2. Примеры диаграмм: а - круговая; б - столбиковая

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделœей и их взаимосвязи. Примером бывают схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. К примеру, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: MV = РТ, где М - объём денежной массы; v - скорость обращения денег; Р - общий уровень цен на товары; Т- объём текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что,

M = P × T ÷ V

ᴛ.ᴇ. объём денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объёма совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денеᴦ. В случае если далее преобразовать формулу Фишера:

P = M × V ÷ T

то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объёма денежной массы и скорости обращения денег, а также объёма текущих сделок купли-продажи товаров и услуᴦ.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всœего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете сложной системой уравнений.

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всœегда можно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент - ϶ᴛᴏ искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения (Р. Оуэн, П. Ж. Прудон).

Вопрос 4

Методы исследования экономических процессов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы исследования экономических процессов" 2017, 2018.

В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология – это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Широко используются также индукция и дедукция .

Индукция – это процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важнейшим методом эк. теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.


Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Модели делятся на статические и динамические.

Статические модели - предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).

  • I. Расчет термодинамических процессов, составляющих цикл
  • II. Вывод и анализ кинетических уравнений 0-, 1-, 2-ого порядков. Методы определения порядка реакции
  • II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  • III. Основные требования к одежде и внешнему виду учащихся
  • Экономическое исследование – сложный процесс, включающий обоснование темы, формулировку целей и задач, гипотез, выбор объектов анализа, составление программы, накопление и исследование фактов, их теоретическое обобщение, разработку мер по использованию результатов исследования на практике.

    В основе любого исследования лежит методология.

    Методология науки – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Теоретической и методологической основой экономических исследований являются труды отечественных и зарубежных экономистов, многолетние достижения экономических наук.

    Методология базируется на определенном наборе методов. В науке метод определяет содержание и последовательность научных исследований, изложения и использования их результатов. Важное значение имеют методы, которые в целом определяют научность и продуктивность исследований. К ним, прежде всего, следует отнести диалектический метод, в соответствии с которым явления рассматриваются в непрерывном движении и изменении, характеризуются единством и борьбой противоположных тенденций, изучаются путем восхождения от простого к сложному.

    Экономические науки для познания сущности изучаемых явлений и процессов используют общенаучные (методы научной абстракции, индуктивный, дедуктивный, сравнительного анализа, экспериментальный и некоторые другие) и специфические методы исследования (экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, нормативный, экономико-математический и др.).

    Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сущности явлений.

    Хотя абстрактное представление о явлении будет менее полным, оно позволяет глубже понять в нем самое главное, существенное. Абстрагирование лежит в основе формирования экономических законов, понятий, категорий. Например, при изучении закона спроса анализируется только взаимозависимость между спросом и ценой при абстрагировании от многих других условий (ценовой политики государства, степени наполненности рынка, действия конкуренции и т. д.).

    Метод индукции связан с получением общего вывода на основе единичных фактов, то есть с ходом мысли от частного к общему, от фактов к теории. Метод дедукции предполагает обратный переход – от общего к частному и единичному.

    Путем индукции и дедукции можно выдвигать различные гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления или группы явлений, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

    Метод сравнительного анализа состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов. Любой предприниматель обязан сопоставить свои затраты с затратами конкурентов, сравнивать альтернативные варианты своей собственной деятельности. Хорошо известный подход «затраты-результаты» тоже, по существу, основан на методе сравнительного анализа.

    Экспериментальный метод , являющийся основным в естественных науках, широко применяется и для изучения экономических явлений. Эксперимент позволяет оценить влияние отдельных факторов на изучаемое явление, выявить закономерности его развития, проверить истинность гипотез.

    Экономико-статистический метод - это совокупность приемов, используемых для всесторонней характеристики общественных явлений на основе массовых цифровых данных. К основным приемам обработки и анализа статистических данных относятся группировка, расчет средних и относительных величин, индексов, графическое представление и др .

    Экономическая группировка предусматривает расчленение изучаемой совокупности на группы по существенным признакам с целью изучения типов, структуры и структурных сдвигов, закономерностей развития. Средние величины показывают типичные значения варьирующих показателей и размах их колебаний.

    Относительные величины показывают динамику развития изучаемых объектов, соотношения между их составными частями.

    Графическое представление (посредством геометрических образов - точек, линий, плоскостей, фигур и их сочетаний) дает наглядную картину изучаемых явлений и упрощает их интуитивное восприятие.

    Монографический метод предполагает изучение отдельных единиц в совокупности предприятий, которые достаточно типичны для нее или относятся к передовой их группе (это необходимо для выявления новых, прогрессивных тенденций).

    Расчетно-конструктивный метод позволяет найти научно обоснованное решение перспективных проблем. Он применяется, в частности, при разработке программ развития как отдельных организаций здравоохранения, так и всей отрасли.

    Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления и процессы. Нормы и нормативы представляют собой необходимую базу научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических проектов. Если общим выражением пропорций является балансовый метод, то частным, единичным выражением пропорций - нормативный метод. Этим определяется тесная связь нормативного метода с балансовым. Однако нормативный метод имеет большое самостоятельное значение в регулировании социально-экономических и экологических процессов, в частности через использование норм и нормативов в определении потребностей в сырье, материалах, товарах, услугах потребительского бюджета и т. д. Состав норм и нормативов весьма разнообразен.

    Существуют три подсистемы норм и нормативов:

    ресурсная подсистема (нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции, услуг, использования производственных мощностей; удельные капитальные вложения; нормы продолжительности строительства и т. д.);

    подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, производительность труда и т. д.);

    подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата, потребление продуктов питания на душу населения, потребительский бюджет, предельно допустимые концентрации вредных веществ и т.д.).

    В современных условиях большое значение приобретают создание единой научно обоснованной системы норм и нормативов, их дифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Особое внимание следует обратить на разработку научно обоснованных социальных норм и нормативов, а также норм, регулирующих финансовые отношения работодателей с бюджетами разных уровней: федерального, регионального, местного.

    Балансовый метод - это основной метод координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность изучаемого явления или процесса; он широко используется при разработке различных планов.

    Балансовый методпредставляет собой способ взаимоувязки и координации процессов воспроизводства на разных уровнях управления экономикой.

    При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

    Материальные (баланс запасов, поставок и объема реализации товаров);

    Трудовые (баланс рабочей силы);

    Финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, бюджет и т.п.)

    Межотраслевые

    Экономические балансы строятся по принципу равенства величин ресурсов и их использования - соответствия показателей обеих частей с учетом создания резервов.

    Экономико-математический метод основан на использовании специальных приемов количественного анализа – математической статистики, производственных функций, экономико-математического моделирования; расчеты производятся на компьютере.

    Этот метод широко используется при оптимизации каких-либо процессов, наблюдаемых в здравоохранении, составлении моделей экономических явлений и процессов, выборе оптимального варианта управленческих решений.

    При использовании экономико-математических методов прогнозирование анализируемых процессов осуществляется в два этапа. Первый этап, индуктивный , заключается в обобщении данных и представлении соответствующих закономерностей в виде экономико-математической модели. Второй этап, дедуктивный , – это собственно прогноз, экстраполяция выявленных тенденций. В качестве прогностических моделей применяются различные виды средних (скользящие, экспоненциальные), уравнения трендов, регрессии, группировки и т. д. Получаемые на их основе прогнозы имеют смысл только в рамках тех условий, которые были учтены при разработке соответствующих моделей.


    | | | 4 |

    4. Методы экономического исследования.

    Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания» (или исследования). В самом общем философском смысле оно означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» - это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.

    Система приемов не может быть произвольной. Она должна согласовываться с объективными законами развития самой действительности. Эту задачу призвана решать методология как наука о системе приемов, способов познания и преобразования мира. Название «методология» (от греч. «methodas» и «logos») буквально переводится как учение о методах. Поскольку объективными законами развития действительности выступают, прежде всего, законы диалектики, отражающие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, то диалектический метод является гносеологическим инструментарием и логическим отражением всей диалектики.

    В то же время в рамках данного метода должен быть учтен субъективный элемент, так как объектом экономического анализа становится поведение людей, а следовательно, человеческая деятельность. К важнейшим категориям такого подхода относятся потребности, интересы, цели, мотивы поведения человека, полезность, потребительная стоимость товаров и услуг".

    Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять (рис. 1).

    Наблюдение и сбор фактов
    Эксперимент
    Моделирование
    Метод научных абстракций
    Анализ и синтез
    Системный подход
    Индукция и дедукция
    Исторический и логический методы
    Графический метод

    Рис. 1. Основные методы экономических исследований.

    Рассмотрим данные методы. Так, очевидно, что наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятия.

    В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

    Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу – модели (от латинского modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.

    Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории. Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь об этом.

    Метод научных абстракции, предполагающий отказ от анализа поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, выявления действительной тенденции движения. Результатом применения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономических категорий. Абстракция позволяет отразить в идеальной форме содержание, которое уже заложено в изучаемых явлениях. Чем более содержательные и емкие абстракции (в виде категорий, дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая теория, тем полнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование как инструмента познания.

    Не менее важным аспектом данного метода познания выступает необходимость селективного рассмотрения экономических явлений или процессов под определенным углом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств. Так, при исследовании структуры общественного способа производства производительные силы рассматриваются в качестве его вещественного содержания, производственные отношения - в качестве общественной формы, а технико-технологическая сторона производительных сил (технологический строй производства) в этом случае опускается.

    Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, что рассмотрение экономического явления или процесса в определенном аспекте или под определенным углом зрения не изменяет их внутренней сущности, законы развития и функционирования.

    Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греческого analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греческого synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез (рис. 2).


    Рис. 2. Понятия анализа и синтеза

    Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

    С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греческого mikros – малый и makros - большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 3).


    Рис. 3. Два уровня (две сферы) экономических исследований.

    Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

    а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;

    б) отдельные рынки (например, рынок зерна);

    в) производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п.

    Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

    В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от латинского aggregatus - присоединенный), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

    Деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в об сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

    Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

    Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

    Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греческого grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 4).

    Рис. 4. График зависимости числа театральных зрителей от цен на билеты. Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обуславливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

    Заключение

    Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.

    Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена - предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень).

    Можно было ожидать, что наука, имеющая дело со столь важными для благосостояния человечества вопросами, привлечет к себе внимание многих талантливейших мыслителей каждой эпохи и окажется теперь на подступах к полной зрелости. Но в действительности число ученых-экономистов было всегда невелико по сравнению со сложностью проблем, которые этой науке надлежало решать, и в результате она все еще пребывает почти в младенческом состоянии.

    Одна из причин того заключается в недооценке воздействия экономической науки на достижение высшего благосостояния человека. В самом деле, наука, предметом изучения которой является богатство, часто представляется многим исследователям на первый взгляд отталкивающей, ибо те, кто больше всего делает для расширения границ познания, редко пекутся о приобретении богатства ради него самого.

    Рассмотренные понятия и категории, отражающие систему производственных отношений, содержат в себе прочные взаимосвязи между собой. Каждая сторона этих взаимосвязей характеризуется своими особенностями, своими закономерностями. Поэтому для производства характерен один закон, для обмена и распределения другие, для потребления и накопления свои законы и закономерности. Их взаимодействия остаются объективными также, как и то, что объективными остаются и сами эти отношения: производство, распределение и т.д.


    Список использованной литературы.

    1. Борисов Е.Ф. Волков Ф.М. Основы экономической теории. М. Высшая школа. 1993.

    2. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996.

    3. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. "Наука", 1996 г.