Начало освоения Земли

Древние люди селились в долинах больших рек – Нила, Ганги, Тигра, Евфрата, Инда. Именно на этих территориях и начали формироваться первые цивилизации, получившие названия «речные».

Освоение земли

К началу средневековья некоторые материки, моря, острова и даже океаны так и оставались не открытыми. Пик освоения земли человеком пришелся на эпоху Великих географических открытий.

Страны мира

На сегодняшний день люди живут на всех материках нашей планеты, за исключением Антарктиды. Однако даже там существуют исследовательные станции, на которых ученные ведут кропотливую работу по изучению материка.

Все страны, которые существуют на планете, были созданы в ходе исторического процесса. Их жители объединены общим культурным и духовным наследием.

Даже сейчас нельзя сказать, что наша планета освоена полностью, так как существуют отдельные регионы, которые требуют детального изучения.

Древние люди селились в долинах больших рек – Нила, Ганги, Тигра, Евфрата, Инда.

Именно на этих территориях и начали формироваться первые цивилизации, получившие названия «речные».

Климат на этих землях был благоприятен для жизни, плодородные земли способствовали ведению сельского хозяйства. Осваивать новые земли человечество начало с зарождением торговли.

В поисках новых торговых путей открывались новые территории, которые в скором времени после их открытия заселялись переселенцами.

Освоение земли

К началу средневековья некоторые материки, моря, острова и даже океаны так и оставались не открытыми.

Пик освоения земли человеком пришелся на эпоху Великих географических открытий.

Именно тогда были открыты такие земли как Северная Америка Австралия, Южная Америка, а также Тихий океан. Новые территории манили жителей Европы своими природными богатствами – материки постепенно заселялись переселенцами.

Преимущественно переселенцы селились на плодородных землях: в горных регионах, проживали аборигены. Освоение гор стало необходимым с началом расцвета промышленного производства.

К концу 19 века люди заселили даже труднодоступные области, что было обусловлено развитием производства и транспортной системы.

Страны мира

В мире насчитывается 193 независимые государства, а также несколько десятков зависимых территорий, которые были образованы в разные исторические периоды.

На сегодняшний день люди живут на всех материках нашей планеты, за исключением Антарктиды.

Однако даже там существуют исследовательные станции, на которых ученные ведут кропотливую работу по изучению материка.

Изучая географию, можно заметить, что на некоторых материках стран намного больше, нежели на остальных. Это обусловлено многими факторами, в частности климатическими свойствами территорий, наличием водных ресурсов, особенностями рельефа.

Так на территории Евразии расположено более 90 государств, в то время как на материке Австралия находится всего лишь одна страна.

Все страны, которые существуют на планете, были созданы в ходе исторического процесса.

Их жители объединены общим культурным и духовным наследием.

Географические положения стран, которые наводятся на одном материке, могут кардинально отличаться друг от друга: существуют страны – полуострова, страны острова, страны, не имеющие выхода к морю.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Географическая оболочка планеты: природные комплексы
Следующая тема:   Географическое положение Африки: общая характеристика и особенности

Сегодня на Земле насчитывается более 7 миллиардов человек, и у каждого из них трое детей. Хотя число жителей увеличилось в течение сотен лет, число людей не увеличилось так быстро.

Многие люди постоянно влияют на рост населения.

В развитых странах большинство детей вакцинированы, чтобы избежать различных заболеваний. В африканском штате Чад только половина детей вакцинированы, и почти 21% детей умирают до достижения пятилетнего возраста.

В среднем только ожидаемая продолжительность жизни людей не увеличилась, но, по некоторым данным, их рост.

Ученые считают, что это связано с улучшением питания и здоровья.

Слово масс

Если вы дадите эту книгу каждому человеку на планете и поместите все эти книги один за другим, то эта серия книг будет проходить вокруг Земли 48 раз.

Компьютеры, интернет и телевидение помогают людям получить образование.

В развитых странах информация о здоровье, питании и возможных заболеваниях доступна, касаясь кнопки.

30 000-12 000 лет назад Современные люди стали распространяться по всему миру.

От 10 000 до 7 000 лет назад была неолитическая революция: многие люди переходили от охоты и собирались в сельское хозяйство и начали вести сидячий образ жизни.

5000 лет назад были построены первые места.

До 2000 года. Все население в мире сегодня меньше, чем американское население.

1300. 60% населения Европы и Азии умерло из-за эпидемии бубонной чумы («черная смерть»), носителями которой были крысы.

1400 Население мира достигло 300 миллионов человек: 62% проживали в Азии, 14% в Европе, 10% в Африке, 8% в Северной Америке и 6% в Южной Америке.

1500-1800 Приблизительно 12 миллионов африканских рабов были европейцами, экспортируемыми в Северную и Южную Америку.

Во время перевозки было убито около 5 миллионов человек.

1550 Примерно 90% абординов в обеих Америках умерли от таких заболеваний, как куриный грипп и корь, которые привезли сюда европейцы.

1750 Промышленная революция: развитие технологии улучшило условия жизни, и население планеты стало быстро расти.

1850-1930 гг. Массовая миграция в Северную Америку из Европы и Азии.

1914-1920 годы Во время Первой мировой войны погибло около 10 миллионов человек.

Около 100 миллионов человек (около 6% населения мира) умерли от пандемического гриппа в Испании.

1960 Ожидаемая продолжительность жизни резко возросла из-за антибиотиков и улучшения медицинского обслуживания.

Население мира достигло 3 миллиардов: к концу 1960-х годов оно стало увеличиваться до 2,04% в год.

1939-1945 годы Во время Второй мировой войны погибло более 50 миллионов человек.

2050 Предполагается, что население мира достигнет 9 миллиардов человек.

Нас изначально было очень мало. И недавно наше количество значительно увеличилось и продолжает расти, особенно в развивающихся странах.

Улучшение здравоохранения

В развитом мире многие люди начали жить намного дольше, чем раньше.

Это вызывает тревогу, поскольку страна ограничена ресурсами, хотя в развитых странах рождается меньше детей.

Освоение человеком труднодоступных территорий Земли. Горы

Горы, возвышенные участки земной поверхности, круто поднимающиеся над окружающей территорией. Но сколько их – гор на Земле? Горы имеются на всех материках и многих крупных островах – в Гренландии, на Мадагаскаре, Тайване, в Новой Зеландии, Британских и т.д. Горы Антарктиды в значительной степени погребены под ледниковым покровом, но там встречаются отдельные вулканические горы, например вулкан Эребус, и горные хребты, в том числе горы Земли Королевы Мод и Земли Мэри Бэрд – высокие и хорошо выраженные в рельефе.

В Австралии гор меньше, чем на любом другом материке. В Северной и Южной Америке, Европе, Азии и Африке представлены кордильеры, горные системы, хребты, группы гор и одиночные горы. Гималаи, расположенные на юге Центральной Азии, представляют собой наиболее высокую и самую молодую горную систему мира. Самой протяженной горной системой являются Анды в Южной Америке, простирающиеся на 7560 км от мыса Горн до Карибского моря. Они древнее, чем Гималаи, и, по-видимому, имели более сложную историю развития.

Горы Бразилии ниже и значительно древнее Анд.

Но оказывается, проведя на глобусе лишь четыре линии, мы охватим почти все высокие горы мира.

Они образуют четыре горных пояса Земли.

1) Средиземноморско-Гималайский пояс включает в себя высочайшие горы Европы – Альпы, Кавказ, Памир и весь Гималайский комплекс. Формирование пояса началось около миллиарда лет назад и продолжается до сих пор, хотя самые главные процессы произошли 20 млн. лет назад. В этом поясе множество высоких острых вершин и резких понижений между хребтами. Причем чем дальше на восток, тем выше становятся горы: высочайшая вершина Альп Монблан – 4807 м., а гималайская Джомолунгма – 8848 м.

В восточной части пояса раскинулась огромная высокогорная равнина Тибет, немного похож на него и Восточный Памир.

2) Северо-Тихоокеанский пояс охватывает горы Тихоокеанского побережья Азии и гигантскую систему Кордильеры. Здесь не слишком высокие хребты перемежаются с равнинными участками. Ширина Кордильер, которые идут вдоль побережья Северной Америки, достигает 1000 км, а кое-где превышает 1500 км. Но зато таких острых хребтов, глубоких долин и столь резких контрастов, как в первом горном поясе, в Северо- Тихоокеанском нет.

К примеру, высота от Оймяконской впадины к Верхоянскому хребту возрастает постепенно, на протяжении десятков километров. Вершины азиатской части пояса редко превышают 2000 м., а в Кордильерах – 4000 м. Выше поднимаются лишь вулканы: Ключевская Сопка (4750 м.) на Камчатке, Орисоба (5700 м.) в Мексике.

3) К Восточно-Тихоокеанскому поясу относится только одна горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры.

Это одни из самых высоких гор мира (высочайшая вершина Аконкагуа – 6960 м) с четкими длинными хребтами, которые даже в самой части Анд не отходят от побережья больше чем на 700 км. Высота этих гор особенно впечатляет, поскольку западные склоны Анд спускаются прямо к Тихому океану, а восточные к обширным низменностям, лежащим почти на уровне моря.

4) Афро-Азиатский пояс протянулся от южной оконечности Африки до Охотского моря на востоке Азии. Это самый молодой горный пояс, который начал формироваться всего 40 млн. лет назад. Интересно, что здесь горы образовались посредине литосферной плиты, а не на краю. Африканская плита пока еще цела, но в ней намечается разлом, как раз там, где сейчас проходит с севера на юг цепочка озер – Танга-Ньика, Ньяса и др.

На этой же линии находятся и сейсмические зоны, и действующие вулканы, и африканская часть горного пояса. В Африке в него входят Драконовы…

Как происходило освоение Земли человеком? Это был очень сложный и длительный процесс. Даже сейчас нельзя сказать, что наша планета изучена на 100 %. До сих пор существуют уголки природы, на которые не ступала нога человека.

Изучает освоение земли человеком 7 класс средней общеобразовательной школы. Эти знания очень важны и помогают лучше понять историю развития цивилизации.

Как происходило освоение Земли человеком?

Первый этап расселения, во время которого древние прямоходящие люди начали мигрировать из Восточной Африки в Евразию и осваивать новые земли, начался около 2 млн лет назад и закончился 500 000 лет назад. Позднее древние люди вымирают, и с появлением в Африке человека разумного 200 000 лет назад стартовал второй этап.

Основное расселение людей наблюдалось вдоль устья крупных рек - Тигра, Инда, Евфрата, Нила. Именно в этих местах и возникли первые цивилизации, которые именовались речными.

Наши предки выбирали такие участки для того, чтобы разбить населенные пункты, которые впоследствии станут центрами государств. Их жизнь была подчинена четкому природному режиму. Весной реки разливались, а потом, когда они подсыхали, на этом месте оставалась благодатная влажная почва, идеально подходящая для засеивания.

Расселение по материкам

Подавляющее большинство историков и археологов считают родиной Африку и Юго-Западную Евразию. Со временем человечество освоило практически все материки, за исключением Антарктиды. Там, где сейчас расположен 30 тысяч лет назад была суша, которая соединяла между собой Евразию и Северную Америку. Именно по этому мосту люди проникали во все новые и новые места. Так, охотники из Евразии, пройдя через Северную Америку, попали и в ее южную часть. В Австралию человек попал из Юго-Восточной Азии. Такие выводы ученые смогли сделать на основании результатов раскопок.

Основные области расселения

При рассмотрении вопроса о том, как происходило освоение земли человеком, будет интересно узнать, каким образом люди выбирали места для своего жительства. Очень часто целые поселения оставляли привычный уголок и отправлялись в неизведанное за поиском лучших условий. Освоенные новые земли позволили развить животноводство и земледелие. Очень быстро увеличивалась и численность Если 15 000 лет назад на Земле проживало около 3 000 000 человек, то сейчас эта цифра превышает 6 миллиардов. Подавляющее большинство людей проживают на равнинных участках местности. На них удобно разбивать поля, строить фабрики и заводы, обустраивать населенные пункты.

На можно выделить четыре области, где расселение людей наиболее плотное. Это Южная и Восточная Азия, восток Северной Америки. Для этого есть свои причины: благоприятные природные факторы, давность заселения и развитое хозяйство. Например, в Азии население до сих пор активно засеивает и орошает почву. Благодатный климат позволяет собирать несколько урожаев в год, чтобы прокормить большую семью.

В Западной Европе и Северной Америке преобладает городское расселение. Здесь очень развита инфраструктура, построено много современных заводов и фабрик, промышленность преобладает над сельским хозяйством.

Виды хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность влияет на окружающую среду и изменяет ее. Причем различные отрасли воздействуют на природу по разному.

Так, сельское хозяйство стало первопричиной сокращения участков планеты, на которых сохранялись естественные условия. Для полей и пастбищ требовалось все больше места, вырубались леса, животные теряли свой дом. Из-за постоянной нагрузки почва частично теряет свои плодородные качества. Искусственное орошение позволяет получить хороший урожай, но есть у этого метода и свои минусы. Так, в засушливых районах чересчур обильный полив земли может привести к ее засолению и снижению урожая. Домашние животные вытаптывают растительность и уплотняют почвенный покров. Нередко в условиях засушливого климата пастбища превращаются в пустыню.

Особенно вреден для окружающей среды быстрый рост промышленности. Твердые и жидкие вещества проникают в почву и воду, а газообразные выбрасываются в воздух. Бурный рост городов вызывает необходимость в освоении все новых территорий, на которых уничтожается растительность. Загрязнение окружающей среды крайне неблагоприятно сказывается и на здоровье людей.

Освоение Земли человеком: страны мира

Люди, которые живут на одной территории, имеют общий язык и одну культуру, формируют этнос. Он может состоять из нации, племени, народа. В прошлом великие этносы создавали целые цивилизации.

В настоящее время на планете существует более 200 государств. Все они различаются между собой. Есть государства, занимающие целый материк (Австралия), а есть совсем крошечные, состоящие из одного города (Ватикан). Различаются страны и по численности населения. Есть государства-миллиардеры (Индия, Китай), а есть и такие, в которых проживает не более нескольких тысяч (Сан-Марино).

Итак, рассматривая вопрос о том, как происходило освоение Земли человеком, можно сделать вывод, что этот процесс еще не завершен и нам предстоит узнать еще очень много интересного о нашей планете.

География 7 класс 18 урок

Освоение Земли человеком.

Цели и задачи урока:

    Продолжить формирование представлений и знаний об освоении Земли человеком.

    Познакомить учащихся с особенностями расселения человека.

    Сформировать у учащихся представление о разных видах хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: физическаякарта мира.

Ход урока.

    Оргмомент (отметить отсутствующих, настроить учащихся на занятия)

II . Проверка домашнего задания:

    Фронтальный опрос.

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке (о геосфере)

Геосфера – это самый крупный природный комплекс на нашей планете; что же представляет собой природный комплекс и из чего он состоит? (ПК – территория, в пределах границ которой существует определенное закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов)

Перечислите основные природные компоненты (рельеф, вода, почва, растения и животные и т.д.)

Что входит в состав географической оболочки? (нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы, вся гидросфера, вся биосфера)

Какие природные зоны географической оболочки Земли мы можем выделить? (экваториальные леса, саванны, тропические пустыни, пустыни и полупустыни, степи, смешанные леса, арктическая пустыня)

Кто открыл закон географической зональности? (В.В. Докучаев)

Могут ли в горах меняться природные зоны? (в горах существует высотная поясность: природные зоны меняются от подножия к вершине также как на поверхности земли от экватора к полюсам)

III Изучение нового материала:

Мы переходим к изучению следующего раздела учебника «Человек разумный».

Как вы думаете, есть ли разумная жизнь на других планетах? На каких-то планетах есть гидросфера, на каких-то атмосфера, но то, что есть разумная жизнь учеными еще не доказано.

Тема нашего урока: «Освоение Земли человеком» (записываем).

Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Предок современного человека появился 1 млн. лет назад. Древние люди ходили на двух ногах, умело пользовались своими руками, они делали орудия труда. Древний человек постепенно развивался. Человек современного типа, почти ничем не отличающийся от нас с вами появился 40 000 лет назад. К этому времени человек уже расселился по планете. Почему люди начали осваивать земли и расселяться на других материках? (размножались, заканчивалась еда).

Давайте рассмотрим карту на странице 126. Древние люди начали осваивать Европу и Азию. И уже 30 000 лет назад люди освоили Северную Америку и Австралию одновременно. Через 10 000 лет люди заселили и Южную Америку.

Сразу после своего появления на Земле, человек начал вести хозяйственную деятельность. Чем занимался древний человек? (собирательством и охотой) – этот тип хозяйственной деятельности называется присваивающим.

Вместе с развитием человека менялся и характер его хозяйственной деятельности.

Но 10 000 лет назад охота перестала удовлетворять потребностям человека. И человек начал приручать некоторых животных и выращивать те растения. Которые прежде просто собирал. Так в жизни людей появляется сельское хозяйство. С помощью сельского хозяйства человек стал производить продуктов питания больше, чем способна дать дикая природа.

Произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству.

Человек стал оказывать все большее влияние на природу (осваивал территории, вырубал леса). Стало быстро расти население, появилась потребность в полях и пастбищах.

Человеку требовались: одежда, обувь, посуда, мебель – это делали ремесленники. Далее ремесленничество сменилось промышленностью. Появились крупные заводы, фабрики. Активно добывались полезные ископаемые. Хозяйственная деятельность очень сильно влияет на облик природы. Если изменится хоть один компонент природы, меняется весь облик природы.

Конечно на Земле остались территории, не подверженные влиянию человека, и их не мало. Чтобы сохранить природу нашей планеты, мы должны помнить, что любым своим вмешательством, можем её изменить.

    Закрепление и итог урока.

    Какой материк является родиной человека?

    Когда человек перешел от присваивающего хозяйства к производящему?

    Когда были заселены все пригодные для жизни материки? (20 000 лет назад).

    Какой из материков, не считая Антарктиду, был заселен позже других (Южная Америка).

    В чем разница между присваивающим и производящим хозяйством.

4. Домашнее задание. Параграф 16, читать, пересказывать, изучить записи в тетради.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с районами современного размещения населения, основными направлениями хозяйственной деятельности человека.
  • Раскрыть экологические последствия деятельности человека на природу.
  • Воспитывать чувства бережного отношения к окружающей природе

Оборудование : Карта полушарий, презентация подготовленная учителем «Освоение Земли человеком», карты атласа, контурные карты.

Форма урока: нестандартный урок-телепередача.

ХОД УРОКА

До теперешней нашей Земли,
до её снегов и метелей
бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели.
Это личная их беда, за неё никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда
Смерть нашли в тупиковой ветви…
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево
«Человек» разумный сидит на вершине этого древа
А над ним проносится век.
Поворот. Круговороты
Да неужто и человек – тупиковая ветвь природы?!

(Р. Рождественский)

Представление гостей телестудии: эксперт-эколог, эксперт-географ, ученик-телеведущий, учитель – дублер.

Учитель: Ребята, вы должны сегодня понять размеры катастрофы, нависшей над нашей Землей и, не пугаясь, найти пути возможного выхода из неё с вашим участием и в будущем, когда вы станете взрослыми.

Ученик-телеведущий: Прошло уже около I миллиона лет, как появился человек на Земле
В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от неё.
Древняя родина человечества Африка и Юго-Восточная Евразия. Освоив удобные места для жизни, человек расселяется на другие материки.

Слайды 3-5.

Задание классу: На контурную карту нанести пути расселения человека по материкам.

Заселение новых земель ускорило развитие животноводства и земледелия, постепенно росла численность населения. Если 15 тыс. лет назад на Земле, как полагают, было около 3 млн. человек. То в настоящее время около 7 млрд. человек.

Задание классу: Определить по карте плотно населенные районы мира.

Беда наступила тогда, когда человек стал добывать в природе не только необходимое для жизни, а занялся хищническим истреблением её богатств, Когда ослепленный жаждой наживы, перестал задумываться над последствиями.
Слайд 6. Один служитель зоопарка в г. Бронксе (США) повесил на стене вольера обыкновенное зеркало с надписью: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле»
Почему?
Только человек способен истребить целые виды животных.
Вот несколько видов из огромного списка потерь.

Слайды 7-11.

Посмотрите внимательно на этих животных. Их нет!

Сообщение учащихся:

1. О стеллеровой корове

Стеллерова корова была открыта в 1741 году Георгом Стеллером, врачом экспедиции В.И.Берингом. Сначала Стеллер полагал, что имеет дело с обыкновенным ламантином и называл животное «манатом». «Если меня спросили бы, сколько я видел их на острове, то я бы незамедлительно ответил – их невозможно сосчитать, они бесчисленны…» – писал Стеллер.
«Запах и вкус жира очень приятен и по вкусу сильно превосходит сало морских и домашних животных. Этот жир может храниться даже в самые жаркие дни, не тухнет и не воняет. Мясо красное, более плотное, чем говяжье, по вкусу от него не отличается, сохраняется в жаркие дни долго, без запаха… Молоко коров жирное и сладкое, по густоте и вкусу как овечье» – записал Стеллер в своих заметках.
В результате хищнического промысла к 1768г. стеллерова корова была полностью истреблена

2. О странствующем голубе

Странствующий голубь в огромных количествах обитал а Северной Америке, общая численность колонии оценивалась в 160 млн. особей на площади 2200 кв.км. иногда на одном дереве было до сотни гнезд. Эти птицы стали пушечным мясом для местного населения, их убивали ради интереса.

3. Дронты

Дронты были нелетающими птицами величиной с гуся. Предположительно взрослая птица весила 20-25 кг., в высоту достигала метра, лапы дронта с четырьмя пальцами напоминали индюшачьи, клюв массивный. Дронты не умели летать, хорошо плавать, быстро бегать. В результате многовековой эволюции дронты утратили крылья, на них осталось всего несколько перьев, а хвост превратился в маленький хохолок. Дронты водились на Маскаренских островах в Индийском океане. Дронты полностью вымерли с появлением на островах европейцев. Охота на дронта стала источником пополнения корабельных запасов, Для охоты достаточно было подойти и ударить палкой по голове.

4. О бизонах

Бизонов убивали ради развлечения, на пари,…чтобы ускорить движение поездов, «просто так». Шла компания за их полное уничтожение. Застрелив бизона, «охотник» брал только язык. Главная задача «бизонобоев» была убивать как можно больше, убивать животных быстрее, чем они размножались. «Так может делать только сумасшедший», – говорили индейцы. Много сил и времени пришлось затратить Америке и Канаде на то, чтобы сохранить бизона как вид.
Вот первые экологические последствия хозяйственной деятельности.

Вопрос классу:

1. К чему привели эти последствия?
2. Какой вклад в охрану животного мира вы могли бы внести в будущем?

Скотоводство и земледелие основа сельского хозяйства, а развитие сельского хозяйства сильно изменяет природные комплексы.

Слайды 12-15

Справка: На образование 1 см почвы требуется 100 лет.
Плодородие можно потерять за один полевой сезон.
Ежегодно реки уносят в Мировой океан примерно 25 млрд. т. почвы.
Ежегодная эрозия почвы с 14% в России до 44% в США.

Вопрос к главному эксперту.

Каковы главные причины опустынивания?

Географ: Пустыня – её пространство медленно и неуклонно расширяется. Этот процесс связан прежде всего с неумеренной хозяйственной деятельностью человека.
Причин опустынивания много. Это и неумеренный выпас скота, когда предельная нагрузка на пастбище приводит к уничтожению растительного покрова и эрозии почв. Это и хищническая вырубка деревьев и кустарников вблизи жилья, что приводит в движение пески, засыпающие поля и деревни.

Вопрос: Как вести борьбу с опустыниванием?

Географ: Борьба с опустыниванием – одно из основных направлений международного сотрудничества в области охраны природы планеты.
Посадка саксауловых лесов, улучшение пустынных пастбищ путем высева различных трав, мелиорация засоленных почв. К сожалению, масштабы опустынивания значительно превосходят фронт борьбы с нежелательными экологическими последствиями. Проводимые мероприятия чаще бывают эпизодическими.

Слайды 16-17

Справка: В настоящее время площадь лесов составляет около 3,9 млрд. гектаров (около 30% поверхности суши).
Более половины площади мировых лесов (51%) расположено на территории четырёх стран: Россия – 22%, Бразилия – 16%, Канада – 7%, США – 6%

Вопрос: Каковы основные причины, изменяющие природные комплексы лесов?

Ежегодно уничтожается лес на площади 125 тыс. кв. км, что равно территории таких стран как Австралия и Швейцария вместе взяты. Главными причинами уничтожения лесов являются: расширение сельскохозяйственных угодий и вырубка лесов с целью использования древесины. Леса вырубаются в связи со строительством, частыми пожарами, возникающими по вине человека.

Вопрос экологу: Каковы экологические последствия уменьшения площади лесов?

Эколог: Экологические последствия являются причиной исчезновения природного комплекса, уменьшения кислорода, загрязнение атмосферы вредными газами, а лес является своеобразным фильтром. Вырубка леса на больших площадях, как правило, увеличивает поверхностный сток воды и усиливает эрозию почвы, Исчезают различные виды растений, животных.

Вопрос: Какие растения нашей местности находятся под охраной?
Какие мероприятия необходимы для восстановления лесов?

Эколог: Леса подлежат охране и регулированию использования как источник древесины, охране от лесных пожаров. Часто причиной возгорания служит детская шалость, неосторожное обращение с огнем в лесу, нужна разъяснительная работа среди учащихся и взрослого населения.
Вопрос: Какие мероприятия по охране лесов проводятся в нашей школе?

Ведущий: Быстрый рост городов ведет к развитию промышленности, а это значит, нужны полезные ископаемые, необходимость строительства железных дорог, фабрик, заводов.
Вопрос: Какое влияние на природу оказывают города?
Рассмотрим на примере нашего города Братска.

Справка: По данным федеральной службы государственной статистики, среди регионов Сибирского федерального округа, в атмосферу г. Братска ежегодно выбрасывается 116,2 тысяч тонн выбросов. Сероводорода – 1,6 ПДК, сероуглерода – 1,5 ПДК, фтористого водорода – 1,2 ПДК. Наиболее интенсивное загрязнение почв фтором (от 10 до 46 мг/кг), превышающее ПДК, зафиксировано на площади 10х5 км, охватывающей промышленную зону «БрАЗа», его окрестности и частично поселки Чекановский и Строитель.

Зачитывается отрывок из стихотворения Геннадия Михасенко «БрАЗ» (Похоронный романс).

Непонятное в природе!
Взять хотя бы корнеплод!
В нашем чудо-огороде
Слаще редьки хрен растет!
Овощи – чудовища!
Разве это овощи?!
Не морковь, а просто срам,
Не щадя усилия,
Вырвешь не морковь, а храм
Блаженного Василия.
Как тут черта не помянешь
Восьмирогий корнеплод,
Что из грядки не потянешь
Или гниль, или урод.
Эти испражнения БрАЗа,
Хуже ведьменного сглаза
Посмотри-ка вдаль, братва,
Ядовитая ботва
Поднимается от БрАЗа
Наша гибель и зараза

Задание: Объясните, почему в стихотворении описаны такие явления?

Вопрос: Какое влияние оказывают предприятия нашего города на окружающую среду? Постарайтесь объяснить.

Задание: Самостоятельно заполнить схему в рабочие тетради

Хозяйственная деятельность человека

Итог урока: Окружающая нас природа серьезно больна, а это значит, больны и мы с вами. Долг наш быть «Человеком» с большой буквы. Поэтому каждый из нас должен поступать по-человечески.

Оценить деятельность учащихся можно по следующим критериям:

1. Выполнение работ на контурной карте.
2. Заполнение таблицы в тетрадях
3. Ответы учащихся на поставленные вопросы.
4. Выступления учащихся с дополнительными сообщениями.

Прошло уже более миллиона лет с тех пор, как зародилась человеческая раса и люди начали осваивать земной шар. Этот процесс был очень длительным и непростым: даже сейчас, когда, казалось бы, наша планета изучена вдоль и поперек, на ней все еще есть места, куда не ступала нога человека. Давайте выясним, как происходило освоение Земли человеком.

Первые шаги

В ходе многочисленных археологических раскопок учеными было установлено, что колыбелью всего человечества является Восточная Африка.

Древние люди старались строить свои поселения поблизости крупных рек, которые обеспечивали их пищей и водой. Первые цивилизации на Земле возникали вдоль устьев таких крупных рек как Нил, Евфрат, Тигр, и назывались они речными. Постепенно небольшие поселения расширялись, укреплялись и впоследствии становились центрами государства.

Рис. 1. Древние речные государства.

Поселение в непосредственной близости от рек имело большое значение. По весне полноводные реки выходили из берегов. Когда вода испарялась, оставались большие территории влажной почвы, которая идеально подходила для земледелия. По-другому в условиях жаркого климата люди не могли бы высевать злаки.

Расселение по материкам

Постепенно освоив континент, люди начали продвигаться в разных направлениях в поисках новых, более комфортных мест существования. Так началось покорение нового материка - Евразии.

Со временем человечество успешно освоило все материки, за исключением одного - Антарктиды.

  • Тысячи лет назад на месте Берингова пролива находилась суша, и перебраться из Евразии в Северную Америку не представляло особого труда.
  • Благополучно освоив Северную Америку, древние люди перебрались в южную ее часть.
  • Австралия была освоена людьми, сумевшими добраться до материка из Юго-Восточной Азии.

Рис. 2. Жители Австралии.

Освоение земли человеком по странам мира

Людей, живущих вместе на одной территории, объединяет общая культура и язык. Так формируется этнос, который может состоять из небольшого племени или многочисленного народа, нации.

В далеком прошлом могущественные этносы порождали великие цивилизации. В настоящее время структура человеческого общества выглядит немного иначе.

На Земле существует более 200 различных государств, больших и малых, сильных и слабых. Есть государство, которое занимает целый материк - это Австралия. А есть совсем крошечное государство, состоящее из одного единственного города - это Ватикан.

Рис. 3. Ватикан.

Плотность населения в странах зависит от нескольких факторов:

  • географическое расположение;
  • давность заселения;
  • уровень развития хозяйства.

Наиболее плотно заселены страны Западной Европы, Восточной и Южной Азии, восточной части Северной Америки.

Что мы узнали?

При изучении темы «Как происходило освоение Земли человеком» по программе географии за 7 класс мы узнали, какой континент ученые считают местом зарождения человеческой расы. Мы выяснили, как осваивали древние люди материки и страны.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 18.