Общие сведения

Официальное название - Федерати́вная Демократи́ческая Респу́блика Эфио́пия . Государство расположено в Восточной Африке. Площадь составляет 1 104 300 км 2 . Численность населения - 93 877 025 чел. (на 2013 год). Государственный язык - амхарский. Столица - г. Аддис-Абеба. Денежная единица - эфиопский быр.

Государство на востоке и юго-востоке граничит с (длина границы 1 626 км), на западе и северо-западе - с Суданом (1 606 км), на северо-востоке - с Эритреей (912 км) и (337 км), на юго-западе - с Кенией (830 км). Общая протяженность границы 5 311 км.

Климат тропический в северо-восточной части страны (среднегодовая температура около +27°С), субэкваториальный - на остальной части территории. Среднегодовая норма осадков от 150-600 мм в тропической зоне, до 1 500-1 800 мм в субэкваториальной. Некоторые территории регулярно подвергаются засухе, сезон дождей продолжается с июня по сентябрь.


История

Имя Эфиопия этой стране дали древние греки. С I по XI век на ее территории существовало сильное царство Аксум. Называлась страна и Абиссинией. Но какое бы имя ни принимала, всегда оставалась самостоятельным государством.

Они были предками современно­го человека, - утверждает часть палеонтологов и антропологов, говоря об австралопитеке афарском, гоминиде, названном так по находкам в условном Северном Афарском треугольнике в Эфиопии. Он жил 2,5-1 млн лет назад. Хотя другие их коллеги считают эту ветвь гоминидов параллельной по отношению к человеку разумному. Но в отношении термина «эфиопская раса» разногласий никаких, такая ра­са существует Она имеет признаки и негроидной, и европеоидной рас. По сравнению с негроидной чаще всего более светлый цвет кожи, бо­лее узкий и вытянутый овал лица, нестоль жесткие и курчавые волосы, другое строение скелета. По-види­мому, эта раса начала складываться в I тысячелетии до н.э., когда с Аравийского полуострова на ее ны­нешние территории пришли пересе­ленцы, говорившие на семитских языках и отличавшиеся внешне от африканского населения, но ассими­лировавшиеся с ним. Хотя есть и другие теории происхождения эфиопской расы.

А в IV в. уже нашей эры в Аксуме распространяется христианство. Эти два события - появление пришель­цев и крещение - определили судь­бу страны. В Библии есть пророче­ства, связанные с Эфиопией. Одно из них гласит: «Эфиопляне будут из­биваемы мечом, но не будут уничто­жены» (Иез. 30:5; Соф. 2:12). А если вынести за скобки религиозную ми­стику, то становится понятно, что благодаря христианству это госу­дарство впитало европейские прин­ципы государственной политики и всегда им следовало, хотя и не без африканской специфики.

История Эфиопии, начиная с ан­тичных времен, состоит из описания побед и поражений в бесконечных войнах, взлетов и падений ее прави­телей. Только в XIX в. Эфиопия отра­зила попытки колонизировать ее со стороны , и одного из суданских халифатов. Принципиально важную для ее даль­нейшего развития победу Эфиопия одержала над Италией при Адуа (1896 г.) входе Первой итало-эфиоп­ской войны. Италия признала неза­висимость Эфиопии. И тут нельзя не вспомнить снова императора Менелика II. Он наладил дипломати­ческие и деловые взаимоотношения не только с Россией, но и с Фран­цией, и Германией. Однако нельзя сказать, что начинания просвещенного и дальновидного мо­нарха были поддержаны его пре­емниками.

Другой яркой, но неоднозначной фигурой в истории Эфиопии был им­ператор Хайле Селассие I (1892-1975), правивший с 1930 по 1974 г. При нем страна была оккупирована Италией в ходе Второй итало-эфиоп­ской войны (1935-1941 гг.) и в ре­зультате действий эфиопских парти­зан совместно с британскими войсками освобождена; в 1945 г стала одним из государств учре­дителей ООН; в 1952 г присоедини­ла к себе бывшую итальянскую коло­нию Эритрею, что означало выход к Красному морю. В 1955 г была принята Конституция страны, кото­рая закрепляла монархию, но про­возглашала всеобщее избиратель­ное право и равенство граждан перед законом. В 1974 г на фоне го­лода после сильнейшей засухи Хайле Селассие был свергнут моло­дыми офицерами во главе с подполковником Менгисту Хайле Мириамом, марксистом. Но к весне 1990 г рухнул и режим Менгисту. В 1993 г по результатам референдума отделилась от Эфиопии. С 1995 г страна стала парламент­ской республикой, а в последние го­ды, несмотря на конфликты с Сомали и сепаратистские выступ­ления некоторых национальных общин, вышла на новые позиции в экономике: экспортирует уже нетолько кофе и немного золота, как раньше, но и масличные культуры, живой скот, ведет разведку место­рождений нефти и газа. И все же про­рыва в экономике пока не произошло.

В 2008 г мировые средства мас­совой информации облетело со­общение, что при раскопках в древ­нем эфиопском городе Аксум археологами из Гамбургского универ­ситета найден дворец легендарной царицы Савской и даже... Ковчег Завета со скрижалями Моисея, кото­рый сын царицы, как сообщалось, вы­вез из Иерусалима. Однако позже оказалось, что насчет Ковчега журна­листы явно погорячились: никто его не находил, а коллеги профессора Хельмута Цигерта, объявившего о на­ходке дворца царицы, подвергли его заявление резкой критике. Однако профессор действительно обнаружил под развалинами дворца эфиопских правителей гораздо более древнее сооружение. Чей именно был этот древний дворец, пока неясно исследования продолжаются.

Императорская династия, правив­шая Эфиопией более двух тысяч лет, вела свое генеалогическое древо от самого царя Соломона и царицы Савской. Царь Соломон правил объ­единенным Израильским царством в 965-928 гг до н.э. А вот существо­вала ли в реальности царица Савская, точно не установлено. Но эфиопская «Книга о славе царей» (XII в.) утверждает: правители страны ведут свой род именно от царя Соломона и царицы Савской (в эфиопских легендах - Македа). И будто бы их сын - Менелик - ез­дил к отцу в Иерусалим и привез от­туда Ковчег Завета, который и доны­не хранится, где-то в Эфиопии.

Это цари Соломоновой династии приняли в IV в. христианство и пра­вили до конца X в., когда были изгна­ны с престола. В 1270 г «соломониды» восстановили свою власть в стране и правили вплоть до 1974 г., когда был свергнут последний импе­ратор Эфиопии Хайле Селассие I (1892-1975), считавший себя потом­ком царя Соломона и царицы Савской в 225-м колене.

Одним из самых выдающихся пра­вителей Эфиопии, или Абиссинии, как она тогда называлась, был Менелик II (1844-1913), император с 1889 г. Это он основал Аддис-Абебу, расширил границы Эфиопии, покровительствовал внедрению в жизнь страны технического прогресса и отстоял независимость Абиссинии от Италии в Первой ита­ло-эфиопской войне (1895-1896). Доверенным лицом Менелика был русский офицер и исследователь Александр Ксаверьевич Булатович (1870-1919), в 1896 г член рос­сийской миссии Красного Креста в Эфиопии.

В 1893-1913 гг поддержи­вала самые теплые отношения с этой страной, как тогда считалось, роди­ной прадеда Александра Сергеевича Пушкина Абрама Петровича Ганнибала (ок. 1688-1781). (Поздней­шие исследования современного бенинского слависта Дьёдонне Гнамманку называют его родиной султанат Логон на границе современ­ных и .) В Эфиопию приезжали русские добровольцы, по­ставлялось оружие, оказывалась по­мощь и в модернизации государст­венного устройства страны.

Ко времени правления Менелика относятся и экспедиции в Абисси­нию поэта и бесстрашного офицера Николая Степановича Гумилева (1886-1921).

Между берегом буйного Красного моря

И Суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырех плоскогорий,

С отдыхающей львицею схожа, страна.

Так описал Эфиопию Николай Гумилев в стихотворении «Абиссиния».

Достопримечательности Эфиопии

Гондэр древний королевский город, дом многих императоров и принцесс Соломоновой династии в Эфиопии, правивших в стране с двенадцатого до первого десятилетия XX века. Основанный императором Фасиледэса около 1635 году. Гондэр известен многими средневековыми замками и красочным оформлением церквей, в частности церкви Дебра Берхан Селассие, интерьер её представляет шедевр гондэрской живописной школы, особенно потолок с ангелами.

Так и не известно, почему Фасиледэса решил основать в этих местах свою резиденцию. В легенде говорится, что архангел пророчествовал, что эфиопскую столицу построят в области, название которой будет начинаться с буквы "Г". Благодаря легенде появилась несколько городов - Гузала, Горгора и Гондэр. Другая легенда утверждает, что место для основания города было выбрано непосредственно Богом. Якобы он указал его императору. Когда Фасиледэса охотился, Бог направил его за буйволом, который и привёл на выбранное место.

Самая поразительная часть Гондэра - руины замков XVII столетия. Обширный комплекс солидных руины внушительных замков возле центра города называют африканским Камелотом . Их зубчатые стены и башни воскрешают в памяти средневековые рыцарские турниры и вместе с тем интригуют и пугают отголосками страшных заговоров, интриг, пыток, отравлений. Ещё одно напоминание приходит в голову, когда находишься в Гондэре. Очень многие названия, многие факты из истории города кажутся очень знакомыми для тех, кто читал Толкина. В первую очередь это, Гондэр и королевство Гондор в Средиземье Толкина.

Главный замок построен в конце 1630-х в начале 1640-х годов для императора Фасиледэса. Император был очень увлечен архитектурой и ответственен за строительство собора Святейшей Девы Марии Сиона в Аксуме, ещё семи церквей, многих мостов. Также каменный павильон, расположенный рядом с прямоугольным бассейном, называемым Фасил Мевагниа (в Гондэре) и привлекающий многочисленные толпы паломников, которые собираются в области для празднования Тимкат (на амхарском "Крещение"), отмечаемого 19 января или 20 января в високосный год. Старые деревья с огромными обнаженными корнями, держащие стены бассейна, направляют в городской парк, специальное поощрение для уставших туристов, исследующих неведомые земли, где они могут отдохнуть в приятной прохладе.

Величайшим достижением императора Иясу Великого является церковь Дебра Берхан Селассие , Свет Троицы. Окруженная высокой стеной, стоящая на холмистой поверхности в северо-западной части города, церковь удивляет потрясающими росписями, живописующими разнообразные сцены из религиозной истории. Восемьдесят ангельских ликов - блестящее произведение мирового искусства. Наивные изображения и вместе с тем каждое лицо отличается собственным выражением. Северная стена церкви, святая святых, посвящена Троице, над распятием Христа. Тема южной стены - Богородица. Западная стена - важные святые абиссинской православной традиции со святым Георгием в красно-золотых одеждах верхом на белом коне.

Бахр-Дар называют воротами к полуострову Зегхе с его церквями и Водопадам Голубого Нила - знаменитому Тис-Ысат (Тис-Аббай). Небольшой современный город, третий по величине в стране находится на южном берегу крупнейшего озера Эфиопии озера Тана усеянного 37 островами, на двадцати из которых выстроены церкви и монастыри. Расположившись на высоте 1 850 метров над уровнем моря, Бахр-Дар очень красивый город с широкими улицами, обрамленными пальмами, многими ботаническими садами.

Испанский иезуитский миссионер в Эфиопии - Педро Паес контролоровал строительство нескольких зданий в XVI-XVII веках.

Самой впечатляющей достопримечательностью Бахр-Дара является величественный водопад Тис-Ысат , что расположен в тридцати километрах от озера Тана, недалеко от города.

Водопад шириной четыреста метров, когда река полноводна, низвергающийся в туманную пропасть более чем на сорок пять метров. Падающие потоки, ударяясь о поверхность реки, непрерывно подбрасывают крупные брызги, разлетающиеся на огромное расстояние. Абай на ахмарском языке "дымящаяся вода". Восхищают радуги, мерцающие над ущельем, небольшой тропический лес, окружающий водопад, который населяют обезьяны, красочные птицы. Немного ниже водопада - каменный мост, первый построенный в Эфиопии в 1626 году по указу императора Сусныйоса.

Большой интерес представляют монастыри на островах озера Тана , в которых сохраняются яркие фрески, прекрасные манускрипты, кресты и другие объекты вероисповедания, останки эфиопских императоров, короны, королевская одежда, - сокровища эфиопской православной церкви. Большинство монастырей датируются XVI-XVII столетиями и, начиная со времени своего основания, мало изменились. Они представляют несложные структуры, украшенные очень ярко сценами из Библии, из жизни святых в интерпретации эфиопской православной церкви. Пожалуй, самый посещаемый остров Зеге, на котором находятся Уда Кидане Михрет, знаменитый своими фресками и Бет Мариам, состоящий из трех построек концентрической формы, в середине Святая святых с копией Ковчега Завета.

Лалибэла , расположенная высоко в горах на севере Эфиопии, одно из самых важных мест паломничества для эфиопских христиан.

Изначально Лалибэла называлась Роха. Город переименовали после XII столетия, в честь короля Лалибэла, благодаря которому и появились удивительные церкви. Гебре Мескель Лалибэла принадлежал к династии Загве, которая находилась у власти в XII-XIII столетиях. Когда конкуренты стали угрожать трону, Лалибэла решил искать поддержку у влиятельной эфиопской православной церкви. Он и уполномочил создание церквей в этом небольшом городе, основав здесь столицу - Новый Иерусалим , в то время как старый Иерусалим был захвачен мусульманами. Поэтому некоторые объекты, в том числе и географические, имеют библейские имена, например, река Иордан.

Церкви не строили, их высекали в скалах. Одиннадцать церквей, объединенные в три группы, Северная Группа , Западная Группа и Восточная Группа и исключительные образцы мастерства. Высеченные из мягкой вулканической породы, церкви имеют разные типы архитектуры, некоторые представляют изолированные блоки в глубоких ямах, другие вырезаны на открытом склоне холма.


Кухня Эфиопии

Эфиопия - это тропическая страна, и для нее характерна употребление весьма острой пищи.

В кухне Эфиопии многие блюда сопровождаются соусом под названием "ван", который соединил в себе множество приправ и специй, вот некоторые из них - красный молотый перец, лук, соль, горчица, гвоздика, кориандр, имбирь. Из ароматических в соус добавляют "тзень".

Очень популярен стручковый перец, семена которого имеют яйцевидную форму. Эти семена добавляют в пищу в качестве приправы, а в народной медицине используются как обезболивающее средство при зубной боли. А в горах Эфиопии ростет дерево "мариандра", листья которого дают сильный запах, и используются как в Европе шалфей. Еще одно оригинальное растение Эфиопии - это "бананье де брю ". Из его сердцевины готовят блюда, а семена используются для выпекания хлеба.

Для гостей страны есть особенное блюдо - это яйца по-африкански. На кусочек поджаренного хлеба кладется поджаренная ветчина, а на ветчину кладут яйцо, сваренное "в мешочек".

Для приготовления мясных блюд используют мясо экзотических животных, которые обитают на территории Эфиопии. Это мясо змей, крокодилов, ящериц, причем в пищу идут и внутренности, и даже хвосты. По особым семейным торжествам готовят деликатесное блюдо из ступни слона. Ее заворачивают в листья, приправляют специями и запекают в земле на протяжении нескольких часов. Причем позволить его могут исключительно состоятельные семьи. Также на столе богатых граждан можно встретить свежие фрукты, желе, муссы, фрукты в сиропе.

Пауки и саранча, поджаренные на пальмовом масле, - еще одно национальное эфиопское блюдо.

Также в эфиопской кухне используют мясо верблюда, а верблюжье молоко и изготовленное из него масло, по мнению жителей, обладают тонизирующими свойствами. Также употребляют баранину и мясо кур.

Очень часто эфиопы употребляют в пищу плоды от хлебного дерева, которые по вкусу и структуре напоминают пряники. Овощи в эфиопской кухне практически отсутствуют, зато присутствует множество каш из проса.

В прибрежных районах популярна рыба, которую готовят самыми разнообразными способами.

Из напитков наиболее популярными являются "жалла " (пиво из ячменя), медовые напитки, молоко, и, безусловно, кофе.

Эфиопия на карте

6 388

Официальное название - Федеративная Демократическая Республика Эфиопия (Jtyop’iya Federalawi Demokrasiyawi Ripeblik). Расположена в северо-восточной части Африки, занимает часть Африканского Рога. Площадь 1127,1 тыс. км2, численность населения 67,7 млн чел. (оценка 2002). Рабочий язык федеративного правительства - амхарский. Столица - г. Аддис-Абеба (2,7 млн чел., 2003). Государственный праздник - День установления мира и демократии 28 мая (с 1991). Денежная единица - быр (равен 100 центам).

Член ООН (с 1945), АС (с 1963), Движения неприсоединения и др.

Достопримечательности Эфиопии

География Эфиопии

Расположена между 38° восточной долготы и 8° северной широты. Эфиопия - континентальное государство, граничит на западе с Суданом, на севере с Эритреей, на востоке с Джибути и Сомали, на юге с Кенией. От других стран Африки Эфиопия отличается наибольшим разнообразием ландшафта. Высочайшая вершина - Рас-Дашэн (4620 м), самое значительное понижение - Данакильская депрессия 125 м, озеро Ассале 116-120 м ниже уровня моря. Среди рек Нильского бассейна главная - Голубой Нил, или Аббай (800 км по территории Эфиопии), а также Тэкэзе, Баро, Акобо. Реки стока Индий­ского океана Уаби-Шэбэлле и Гэнале. Реки внутреннего стока Аваш и Омо. Крупнейшее озеро Эфиопии - Тана (ок. 3100 км2), мелководное (4-7 м), высота над уровнем моря 1786 м, естественный резервуар-регулятор в верхнем течении Голубого Нила. Для страны характерна связанность состава почв с высотными поясами. В наиболее увлажнённых районах юго-запада - тёмно-красные гумусные почвы тропических лесов, на высоте 1100-1600 м - горные тёмно-красные гумусные почвы, на высоте 1500-2500 м - плодородные почвы вулканического происхождения. Во впадине Афар (Данакиль) - солончаковые почвы, в Огадене - красно-бурые почвы сухих саванн.

В Эфиопии представлены все растительные зоны: от пустынь и влажнотропических лесов до субальпийских и альпийских зон. Фауна Эфиопии уникально разнообразна, есть эндемичные виды животных. Наиболее разнообразны виды птиц, кроме общеконтинентальных, региональных и эндемичных пернатых здесь зимуют птицы из Европы и Азии. Во внутренних водоёмах насчитывается до 20 видов промысловых рыб. Климат Эфиопии относят к экваториально-тропическому типу. На климат влияют высотные пояса. Впадина Афар входит в число наиболее жарких мест планеты, для высокогорий характерны заморозки в зимние месяцы и снегопады в районах выше 3700 м. Достаточно велика разность дневных и ночных температур. Сезон малых дождей - март-май, сезон больших дождей - июнь-сентябрь. Нередки аномалии в режиме осадков: их избыток, вызывающий наводнения, или недостаток, приводящий к засухам, катастрофическим по последствиям.

Недра страны недостаточно разведаны. Имеются месторождения медных руд, барита, диатомита, калийных солей, золота и природного газа. Промышленные запасы тантала и фосфата. Обнаружены месторождения каменного угля, а также нефтеносные породы. Горные реки - огромный энергетический потенциал Эфиопии, который только начинает осваиваться.

Население Эфиопии

По данным переписи населения 1984, в Эфиопии (включая Эритрею) насчитывалось более 42 млн чел. Амхара - ок. 12 млн чел. и столько же примерно оромо. В нач. 2000-х гг. оромо - самый крупный по численности этнос. Плотность населения 58,4 чел. на 1 км2. Прирост населения 2,64%. Рождаемость 44,31%, смертность 18,04%, детская смертность 98,63 чел. на 1000 новорождённых. Продолжительность жизни 44,21 года (мужчин 43,36, женщин 45,09). Городское население 13-15% (2001). Экономически активное население - 24 395 916. Половозрастной состав (2002): 0-14 лет - 47,2% (мужчин 16 098 191, женщин 15 879 065), 15-64 года - 50% (мужчин 17 005 387, женщин 16 801 536), 65 лет и старше - 2,8% (мужчин 854 023, женщин 1 034 829). Грамотно 35,5% населения старше 15 лет (1995).

Этнический состав: оромо - 30-50%, амхара - 20-25%, тиграйцы - 4-6%, гураге, сидамо, уоляйто, сомалийцы - по 3%, тигре и афары - каждый ок. 0,6% и многие другие этносы. Наиболее распространённые языки - амхарский, оромский, тиграйский, гураге, а также английский.

Ок. 45% населения - мусульмане и ок. 40% принадлежат к эфиопской ортодоксальной церкви. Имеется значительное число евангелистско-протестантских и римско-католических приходов. Придерживается традиционных верований 5-15% населения.

История Эфиопии

В 1-4 вв. в эфиопской провинции Тиграй и на территории сегодняшней Эритреи зарождалась и развивалась автохтонная цивилизация и государственность - раннефеодальное царство Аксум. Оно стало историческим и географическим истоком эфиопского государства. С 4 в. в Аксуме распространяется христианство. 8-10 вв. - период упадка Аксума и начала исламской экспансии. В 12 в. происходит консолидация христианских эфиопских земель. С кон. 13 в. нарастал конфликт между христианским царством и мусульманскими султанатами. На 16 в. приходится переселение скотоводческих племён оромо на территорию Эфиопии, к кон. века они широко расселились на Эфиопском нагорье и стали частью его многоэтнического населения. В бытовавшем мифе о христианском острове в море исламского окружения нашло отражение нефактическое соотношение христиан и мусульман в населении обширной территории, где на протяжении столетий общей истории сосуществовали с христианскими феодальными государствами исламские и языческие. Миф отразил единую тенденцию развития эфиопской цивилизации, идеологией которой являлась культура ортодоксального монофиситского христианства.

Феодальная раздробленность характеризует Эфиопию на протяжении 17-18 и 1-й пол. 19 вв. Попытки собрать под своей властью все провинции, входившие когда-либо в состав империи, предпринимали император Теодрос II (с 1855) и император Йоханныс IV (с 1872). Но лишь императору Менелику II (1889- 1913) удалось централизовать эфиопское государство. Под угрозой расширения экспансии итальянских колонизаторов Менелик уступил Италии некоторые северные территории. Объединив захваченные территории на Красном море в одну колонию - Эритрею, Италия предприняла дальнейшие попытки завоевания эфиопских территорий. Битва при Адуа 1 марта 1896 стала решающей для победы эфиопов. Италия признала независимость Эфиопии. В противовес планам захвата эфиопских территорий на юге, юго-западе и юго-востоке страны Менелик в 1893-98 расширил границы империи за счёт областей, часть которых некогда входила в её состав.

Вступивший на трон в 1930 император Хайле Селассие I превратил Эфиопию в абсолютную монархию. В 1936-41 страна подверглась оккупации фашистской Италией. После окончания 2-й мировой войны мандат на управление Эритреей был передан ООН. По резолюции ГА ООН, против принятия которой выступил только СССР, в 1952 Эфиопия образовала вместе с Эритреей федеративное государство. Однако уже в 1962 Эритрея превратилась в одну из провинций Эфиопии. Несмотря на Конституцию 1955, предусматривавшую избираемый гражданами парламент, Эфиопия продолжала оставаться сугубо феодальной страной. Общая экономическая отсталость и всё учащающиеся выступления жестоко эксплуатируемых крестьян постепенно ослабляли правящий режим. В январе 1974 против императора выступила армия. Официально монархия была ликвидирована в марте 1975.

Во главе государства встал Временный военный административный совет (ВВАС, или «Дерг» по-амхарски). ВВАС превратился в авангард эфиопской революции, преодолевавший разногласия со своими оппонентами жёстокими физическими расправами. В феврале 1977 первый заместитель председателя Совета подполковник Менгисту Хайле Мариам, физически устраняя соперников, захватил власть, заняв пост председателя ВВАС. В стране начался красный террор, жертвами которого пали тысячи людей. В 1977 Менгисту объявил курс социалистической ориентации, в 1984 была создана Рабочая партия Эфиопии (РПЭ), в 1987 была принята новая Конституция, страна стала называться Народно-Демократической Республикой Эфиопии.

При Менгисту власть была централизована ещё больше, чем при монархе, и даже видимость демократии исчезла, чему способствовала однопартийная система. Радикальность аграрной реформы 1975 состояла в отмене феодальной собственности на землю. Однако, передав всю землю в общественную собственность, государство заняло место феодала как собственника земли, что позволило осуществлять программы по коллективизации, сселению с хуторов в общие деревни и переселению больших масс населения. Роль государства была решающей во вмешательстве в экономику, т.е. суть режима была в командной системе управления экономикой. За 17 лет тоталитарного режима почти по всем показателям экономического роста страна не продвинулась вперёд, потерпела поражение национальная политика власти, в разных частях страны зрели или давно действовали подпольно, нелегально сепаратистские движения. Военные успехи союзных НФОТ (Народный фронт освобождения Тиграя) и НФОЭ (Народный фронт освобождения Эритреи) способствовали их активизации. В 1989 НФОТ установил контроль над провинцией Тиграй и объединился с Народно-демократическим движением Эфиопии, организацией народа амхара, в Революционно-де­мократический фронт эфиопских народов (РДФЭН). По мере продвижения на юг создавались и объединялись с Фронтом и другие организации. 28 мая 1991 силы РДФЭН вошли в Аддис-Абебу и создали временное правительство. Одновременно НФОЭ захватил контроль над всей территорией Эритреи. В июле 1991 на конференции по переходу к миру и демократии были приняты Хартия переходного периода и Декларация по Эритрее, предусматривающая её право на независимость через референдум. В мае 1995 состоялись многопартийные парламентские выборы, а в августе 1995 парламент одобрил новую Конституцию и название страны.

Государственное устройство и политическая система Эфиопии

Эфиопия - федеративное государство, состоящее из 9 штатов и управляемое федеральным правительст­вом. Конституция 1995 предоставляет штатам автономию, включая право на отделение. Штаты: Тиг-рай, Афар, Амхара, Оромиа, Сомали, Бенишангул-Гумуз, Гамбела, Харэр и штат Южных народов, а также две административные единицы - Аддис-Абеба и Дыре-Дауа. В основу деления были положены этнический и языковой принципы. Наиболее крупные города (2003, тыс. чел.): Аддис-Абеба, Ды-ре-Дауа (214,8), Назрет (166,6), Гондар (146,3), Дэс-се (126,8), Мекеле (126,3), Бахр-Дар (125,3), Джим-ма (115,8), Харэр (99,5) и др.

Высший орган законодательной власти - Федеральное Собрание - состоит из двух палат. Верхняя палата - Совет Федерации, члены Совета избираются ассамблеями штатов сроком на 5 лет. Нижняя палата - Совет народных представителей (парламент), депутаты избираются на 5 лет прямым голосованием. Право голоса универсальное, с 18 лет.

Глава государства - президент, избирается парламентом сроком на 6 лет, наделён представительскими функциями. Президент Гырма Вольде-Гиоргис, избран парламентом 8 октября 2001. Высший орган исполнительной власти - правительство во главе с премьер-министром. Парламент утверждает состав правительства, предложенного премьером. Премьер-министр Мелес Зенауи (утверждён Национальной ассамблеей в августе 1995), возглавляющий также РДФЭН. Правительство сформировано 16 октября 2001.

Структура федерального управления репродуцируется на региональном уровне. Каждый штат имеет главу и исполнительный комитет. Федеральные структуры власти сохраняют контроль над региональными властями.

Разрешённый переходным правительством политический плюрализм привёл к возникновению множества политических и общественных организаций, как правило, на этнической основе. В 1991 возникло более 50 партий и других политических организаций. В 1992 - ещё 30, в 1994 их насчитывалось уже св. 100, но в выборах 1995 участвовало только 49 партий. В числе самых заметных партий - Революционно-демократический фронт эфиопских народов. В состав Фронта входят: Народный фронт освобождения Тиг-рая, основанный в 1975, ведущая организация в РДФЭН, Амхарское национальное демократическое движение, Демократическая организация народа оромо, Национально-демократическая партия Эфиопии, основанная путём слияния нескольких партий, в основном этнорегиональных. В стране существует более 10 политических организаций, претендующих на общенациональное представительство, находящихся, как правило, в оппозиции к правительству: Коалиция альтернативных сил за мир и демократию в Эфиопии, Коалиция демократических сил Эфиопии, Коалиция оппозиционных политических организаций Эфиопии, Фронт освобождения оромо, Демократическая коалиция народов южной Эфиопии, Демократическая партия единства, Эфиопская демократическая партия Мэдхин, Монархическая партия Моа Амбесса и многие др. Ряд политических организаций, занимая непримиримые позиции по отношению к власти, действуют нелегально или за рубежом, некоторые ведут вооружённую борьбу. Существует множество организаций, стремящихся объединить население по национальному, региональному или языковому принципу.

Новая политическая элита, объединённая в РДФЭН, пришла к власти на волне противостояния центру. Проявившиеся в первый же год тенденции к этнополитическому размежеванию (идеи Оромоленда, отделения афаров, отделения этнических сомалийцев Огадена и др.) были ответной реакцией на процесс имперской централизации последних столетий. Этнический федерализм новой власти есть логический результат борьбы с прежней властью - и феодальной, и тоталитарной. Однако давние традиции централизации власти и отсутствие традиций гражданского общества проявились в виде жёсткого, всеобъемлющего контроля со стороны правящего Фронта (РДФЭН) над всеми государственными структурами при всей видимости политического плюрализма. Кроме того, примат прав этноса над правами гражданина таит опасность чрезмерной политизации этнорегиональной идентичности в ущерб общенациональной. О сложности политической ситуации говорит тот факт, что правящая партия с её основными движениями вобрала ещё 45 национальных партий и групп, но ок. 40 партий и движений находятся в оппозиции к ней.

Гражданская война и социальные конфликты, этническая децентрализация страны привели к увеличению числа мигрантов в городах, особенно в столице. Патриотический подъём в Эфиопии по поводу победы в пограничной войне с Эритреей сменился усилением политических и этно-конфессиональных противоречий. Впервые за 10 лет правления РДФЭН публично обнажились разногласия в его руководстве. Несогласие с курсом Мелесы Зенауи выразили президент страны Негасо Гыдада и спикер верхней палаты Алмаз Мако, ушедшие в отставку.

Основа внешнеэкономической политики страны - привлечение инвестиций, активизация международных торговых отношений и развитие туризма. Во внешней политике Эфиопия рассчитывает на международное признание демократического направления её развития, стремится участвовать в миротворческих миссиях в горячих точках континента. Исключение составляют военно-конфликтные отношения с Суданом и Эритреей. В военном пограничном конфликте между Эритреей и Эфиопией (1998-2000) спор о точности границ был лишь поводом. Его причины - в многовековой истории общего и раздельного развития территорий, составляющих ныне два независимых государства, и в проблемах внутреннего политического и экономического развития обеих стран. В Алжире 12 декабря 2000 при посредничестве АС, ООН и США сторонами был подписан мирный договор, по которому вопрос о спорных районах должен решаться международной комиссией, вердикту которой обе стороны обязались подчиниться.

Национальные силы обороны Эфиопии включают: армию, воздушный флот, милицию и силы безопасности. В армию призываются мужчины с 18 лет. На июнь 1993 вооружённые подразделения РДФЭН насчитывали ок. 100 тыс. чел. В августе 1998 Вооружённые силы Эфиопии насчитывали приблизительно 120 тыс.

Эфиопия и Россия установили официальные дипломатические отношения 5 февраля 1898. Революционные события 1917 в России их прервали, но продолжала сохраняться традиция сотрудничества. 21 апреля 1943 были восстановлены дипломатические отношения с СССР. РФ и ФДРЭ продолжают традицию дружеских межгосударственных связей.

Экономика Эфиопии

Эфиопия относится к числу наименее развитых стран мира. Её экономика почти полностью зависит от состояния сельского хозяйства, в котором производится более 50% ВВП страны. Основу сельского хозяйства составляют земледелие и скотоводство. Кофе даёт 2/3 всего дохода от экспорта. Страна обладает крупнейшим в Африке поголовьем скота. 85% населения прямо или косвенно связаны с производством сельскохозяйственной продукции. Эфиопия - страна с самым низким уровнем урбанизации на африканском континенте. Степень государственного обобществления отраслей экономики даже при режиме Менгисту была не столь значительна. Ок. 2/3 ВВП приходилось на частный сектор. Издавна развиты традиции ремесленничества, мелких предприятий и частной розничной торговли. Доля государственного сектора только в промышленности - ок. 85%. Многие предприятия нерентабельны, подлежат восстановлению или приватизации.

ВВП по покупательной способности валюты 46 млрд долл., ВВП на душу населения 600 долл. (2001). Прирост ВВП 7,3%. Инфляция 6,8%. ВВП по секторам экономики (2000): сельское хозяйство 52%, промышленность 11%, услуги 37%.

Продукция сельского хозяйства: зерновые (пшеница, ячмень, тефф, кукуруза, овёс, сорго и др.), кофе, бобовые, сахарный тростник, масличные, хлопок, картофель, овощи и фрукты, табак, кат, шкуры и живой скот.

Промышленность развита слабо. Обрабатывающие отрасли: пищевая, в т.ч. производство напитков, табачная, текстильная, кожевенная, обувная, строительная. Есть предприятия химической промышленности и металлообработки. Горнодобывающая отрасль (кроме золотодобычи) развита слабо. На её долю приходится лишь 1% ВВП. Добываются также соль, известняк, каолин, гипс, глина, мрамор.

Железная дорога Аддис-Абеба - Джибути, протяжённость по территории Эфиопии 681 км. Протяжённость автодорог 24,145 км, в т.ч. с покрытием 3,290 км (1998). Аэропортов 86, из них 14 - с покрытием взлётно-посадочной полосы (2001).

Связь: телефонов 231 900, мобильных телефонов 17 800 (2000), телевизоров 682 000, радиоприёмников 15,2 млн, пользователей Интернета 20 000 (2002).

Эфиопия имеет все основания стать туристическим раем: разнообразие ландшафта, богатство растительного и животного мира, многообразие традиционных культур населяющих страну народов, богатая история с уникальными памятниками культуры. Пока этому мешают нестабильность социально-политической ситуации и слабо развитая туристическая инфраструктура.

Государственный бюджет (2002, млрд долл. США): доходы 1,8, расходы 1,9. Внешний долг 5,3 млрд долл. США (2002). Экономическая помощь 308 млн долл. (2000/01).

Внешняя торговля (2000, млрд долл. США): экспорт - 442, импорт - 1,54. Основные экспортные то­вары - кофе, кат, золото, изделия из кожи, масличные; основные партнёры - Германия 18%, Япония

11%, Джибути 11%, Саудовская Аравия 8%. Основные импортные товары: мясные продукты питания, нефть и продукты переработки, химические препараты, транспортное и производственное оборудование, текстиль; основные партнёры - Саудовская Аравия 25%, США 9%, Италия 7%, РФ 4% (2000).

Социально-экономическая ситуация в стране к концу лета 1991 была тяжелейшей: почти 9,8 млн эфиопов нуждались в продовольствии и другой гуманитарной помощи, 6,5 млн чел. проживали в засушливых районах, 1,4 млн потеряли кров в ходе гражданской войны, в стране было св. 1 млн сомалийских и суданских беженцев. В финансовой помощи нуждались ок. 600 тыс. бывших военнослужащих прежнего режима и их семей.

Улучшение условий жизни зависит от повышения продуктивности сельского хозяйства, для чего требуется развитие ирригации (из-за высокой вероятности засух) и применение большего количества удобрений. По использованию удобрений Эфиопия занимает последнее место среди африканских стран. Крайне слабо используются водные ресурсы страны, орошаются менее 4% всех обрабатываемых земель. Власть сразу заявила о намерениях развивать экономику в направлении большей рыночной ориентации. Сельским производителям и скупщикам сельскохозяйственной продукции была предоставлена хозяйственная самостоятельность. Продолжается приватизация государственных предприятий. Однако земля (сельская и городская) остаётся общественной собственностью, а государство продолжает выполнять регулирующие функции в экономике. За первые годы новой власти была проведена либерализация цен и девальвация национальной валюты. Государство контролирует только цены на бензин, удобрения и плату за жильё. В целом экономическую политику Эфиопии после 1991 можно охарактеризовать как нацеленную на реформы, проводимые осторожными, медленными темпами. Приватизация имеет ограниченный характер, существующая в стране система сдачи земель в аренду носит избирательный характер, общественность недостаточно информирована о принципах осуществляемой экономической политики.

С 1991 значительно снизился уровень инфляции, бюджетный дефицит сократился с 4,2 до 3%, но социально-экономическое положение широких слоёв населения остаётся неудовлетворительным. Число официально зарегистрированных безработных 1 млн чел. при наличии значительной скрытой безработицы (сер. 1995). Ухудшению социально-экономической ситуации способствовали долгий кровопролитный пограничный конфликт с Эритреей и неуверенность в политической стабильности. При формальном равноправии административных регионов они сильно отличаются в экономическом отношении друг от друга. Большая часть производительных сил страны сосредоточена в четырёх из них: в столице страны Аддис-Абебе, Амхаре, Оромии и штате южных народов. В этих четырёх штатах проживает 90% всего населения страны, и на их долю приходится 3/4 всех региональных расходов. Интеграции национальной экономики препятствует неразвитость транспортной системы при значительных размерах территории.

Наука и культура Эфиопии

В Эфиопии бесплатное образование. В сер. 1990-х гг. начальным образованием было охвачено 37% младшей возрастной группы (47% мальчиков и 27% девочек). В средней школе учились 11% детей (13% мальчиков и 10% девочек). Введено экспериментальное обучение на 14 языках, но не все языки имеют одинаково развитую лексику, что затрудняет введение новых программ. Высшее образование дают: Аддис-Абебский университет, Политехнический институт в Бахр-Даре, Университет в Алем-Мая, Сельскохозяйственный институт в Джимме и др. В столице сосредоточено значительное число научно-исследовательских центров и учреждений. Научные центры имеются также и в других городах (в Дэбрэ-Зейте, Ауа-се, Джимме и др.).

Эфиопия - страна древней культуры. Зарождение собственно эфиопской литературы на языке геэз относится к 4-7 вв., ко времени расцвета государства Аксум. С 14 в. литература развивалась на мёртвом к тому времени языке геэз до кон. 19 в., её основу составляла религиозная тематика. Амхарский язык впервые был использован в 14 в. для записи царских песен. Основоположник современной художественной литературы - Афэуорк Гэбрэ Иесус. В числе известных писателей 20 в. Хыруя Уольдэ-Сылласе, Мыконнын Ын-далькачоу, Кэбэдэ Микаэль, Сахле-Сылласе Бырха-нэ-Марьям и Бэалю Гырма. Музыкальная культура Эфиопии с 8 в. долгое время развивалась в изоляции от внешнего мира и выработала своеобразные стили и формы. С пестротой и разнородностью этнического состава населения связано разнообразие народной музыки. Носители традиционной музыкальной культуры - певцы-сказители азмари.

Знаменитые памятники архитектуры: обелиски-стелы Аксума, скальные церкви Лалибэлы, дворцы Гондэра. С укреплением христианства широкое распространение получило орнаментальное искусство, в основе которого лежат крест и другие христианские эмблемы и символы. Расцвет эфиопской школы иконописи приходится на период зрелого и позднего средневековья. Сохранение и развитие традиций национального искусства продолжают современные художники, среди них Абебе Уольде Гиоргис, Абдул Рахман Шериф, Афэуорк Тэкле, Гэбрэ-Крыстос Деста, Ворку Мамо и др.

Основные моменты

Территория современной Эфиопии входит в древнейшую область становления предков человека: возраст обнаруженных здесь каменных орудий оценивается приблизительно в 3 млн. лет. Практически во все эпохи древности страна была относительно густо заселена, освоена хозяйством, с первых веков нашей эры на ее территории существовали могущественные государства. В IV–VI веках Эфиопия вела оживленную торговлю с Римско–Византийской империей, Индией, странами ближнего Востока. В это же время сюда проникло христианство. Лишь на короткие периоды Эфиопия оказывалась под властью то одного, то другого европейского государства (например, в конце XIX века Италия образовала колонию Эритрею, просуществовавшую всего несколько лет) .

Западную и центральную часть страны занимает Эфиопское нагорье со средней высотой 1800 м над уровнем моря, хотя отдельные горные массивы и вершины достигают 3000 и даже 4000 м. Высочайшая вершина Эфиопии - гора Рас-Дашан (4623 м) в горах Сымен. В целом для плато характерны плосковершинные горы, похожие на гигантские столы. Над плато вздымаются конусы вулканов, большей частью потухших. В их полуразрушенных кратерах часто образуются озера, окруженные каймой тропической зелени. От Красного моря на юг Эфиопию пересекает зона разломов (северная часть системы Великих Африканских разломов) . В глубокой впадине Афар, отделенной от Красного моря невысоким хребтом Данакиль, на отметке 116 м ниже уровня моря лежит соленое озеро Ассале. Долина реки Аваш и цепочка рифтовых озер (крупнейшее - озеро Абая) , вытянутых к озеру Рудольф в соседней Кении, отделяют Эфиопское нагорье от занимающего юго-восток страны Эфиопско-Сомалийского плато с преобладающими высотами до 1500 м и отдельными вершинами до 4310 м (гора Бату) . Из-за активных разломов Эфиопия отличается повышенной сейсмичностью: землетрясения силой до 5 баллов бывают ежегодно, а раз в пять лет - и более сильные. В рифтовой зоне также много горячих источников.

Крупнейшая река страны - Аббай (Голубой Нил) . Вытекая из озера Тана, Аббай образует большой и живописный водопад Тис-Ысат, а затем на протяжении 500 км течет в каньоне глубиной 1200–1500 м. Другие крупные реки, впадающие в Индийский океан, Веби-Шебели и Джуба, а также еще один приток Нила - Атбара.

Климат Эфиопии субэкваториальный жаркий, сезонно влажный, на северо-востоке - тропический пустынный и полупустынный. Впадина Афар - одно из самых жарких мест на Земле (средняя минимальная температура 25 °C, максимальная 35 °C) , но на большей части нагорья за счет высоты, смягчающей жару, среднемесячные температуры находятся в пределах от 15 до 26 °C. В горах случаются ночные заморозки. При этом на побережьях самый жаркий месяц - май, самый холодный - январь, а в горах - наоборот: самый прохладный месяц июль, самые жаркие - декабрь и январь. Дожди выпадают в основном с июля по сентябрь, хотя бывает и «малый влажный сезон» в марте–апреле. Сухой сезон длится с сентября по февраль. Среднегодовое количество осадков - от 200–500 мм на равнинах до 1000–1500 мм (даже до 2000 мм) в горах центральных и юго-западных районов. Равнины часто страдают от жестоких засух, когда дождей нет почти круглый год.

Треть территории страны занята пустынями и полупустынями, особенно безжизненны каменистые пустыни впадины Афар и пустыни Данакиль. На востоке Эфиопии раскинулись травяные саванны и лесосаванны с зонтиковидными акациями, а в юго-западной части страны в долинах рек и в горах на высотах 1700–1800 м произрастают дождевые тропические леса с пальмами, дикорастущими кофейными деревьями, древовидными молочаями, сикоморами (гигантскими фикусами) . На высотах более 3000 м развиты тропические аналоги альпийских лесов. Животный мир все еще богат, несмотря на истребление животных на протяжении веков: в саваннах встречаются слоны, зебры, антилопы, львы, сервалы, леопарды, гиены, в полупустыне Данакиль - страусы. Особенно разнообразен мир птиц, а в прибрежных водах Красного моря большой интерес представляет фауна коралловых рифов. Для охраны фауны созданы заповедники и национальные парки: на реке Аваш, озере Абията, лесной парк Мэннагэша и др.

Большая часть населения Эфиопии (всего - около 103 млн человек) относится к эфиопской расе - как бы промежуточной между европеоидной и негроидной. Тонкие черты лица, волнистые волосы, высокий рост и шоколадного цвета кожа делают большинство жителей Эфиопии необычайно красивыми. Говорят народы страны на семитских (к ним относится и государственный - амхарский) и кушитских языках. Часть населения относится к негроидной расе. Народы амхара и оромо составляют 3/4 населения. Две основные религии - ислам и христианство, но примерно 10% жителей придерживаются местных традиционных верований. Основные занятия - земледелие, скотоводство, ремесла. Большинство жителей строит круглые хижины с конусовидной крышей из соломы. Сохраняется традиционная одежда - длинные платья и накидки, часто украшенные орнаментами, богатой вышивкой.

Столицу страны - Аддис-Абебу, расположенную на высоте 2400 м, называют «городом вечной весны» из-за умеренного круглый год климата. Город основан в 1885 г., но сейчас в нем преобладают современные здания. Аддис-Абеба славится своим огромным базаром. Второй по величине город - Асмара - располагается на севере страны. Он также считается самым благоустроенным и красивым городом Эфиопии. Гондар (севернее озеро Тана) до середины XIX века был столицей империи, о чем напоминают замки XVI–XVIII веков, в нем находится исторический музей.

Города Эфиопии

Все города Эфиопии

Достопримечательности Эфиопии

Все достопримечательности Эфиопии

История

Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему, Восточноафриканскому, ареалу становления человека как биологического вида. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis на территории Эфиопии оценивается в 2,5-2,1 млн лет. Во время становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской, нилотско-кушитской и других языковых групп. Образование древнейших объединений на юге Аравийского полуострова - Хадрамаутского, Катабанского и Сабейского царств - ок. 1000 до н. э. ускорило процесс переселения части населения из Южной Аравии (современного Йемена) в современную Эритрею и Северо-Восточную Эфиопию. В результате, к VII веку до н. э. эти территории были включены в состав Саввского царства. Именно это обстоятельство позволило раннесредневековой эфиопской пропаганде провозгласить эфиопскую царскую семью Соломонидов потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской, известной в эфиопской традиции как Македа или Билкис.

Древние греки называли эфиопами всех чернокожих Африки, в первую очередь нубийцев, но ныне это название закреплено за территорией, известной также под названием Абиссиния. Именно здесь в начале нашей эры в результате объединения ряда небольших племенных образований, известных с середины I тысячелетия до н. э. образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. н. э. Аксум вёл активную торговлю с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже - Персией) , Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото в крупных количествах. В период своего политического доминирования в регионе Аксум распространил своё влияние на Нубию, Южную Аравию, Эфиопское нагорье и севере Сомали. Со времени правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается усиленное проникновение христианства из Египта, Рима и Малой Азии в Аксум, связанное с проповедью учения Христа Эдессием и первым епископом Абиссинским Фрументием. 329 год считается датой основания Эфиопской православной церкви монофизитского толка, которая оставалась зависимой от египетской коптской церкви вплоть до 1948 года. К VI веку христианство утверждается в качестве господствующей религии в Эфиопии, ставшей первой христианской страной в Тропической Африке. В 451, во время раскола христианской церкви, на Халкидонском соборе копты высказались в поддержку монофизитского направления, и такую же позицию заняли представители Эфиопской церкви.

В начале 6 в., чтобы отомстить за притеснения местного христианского населения со стороны их правителей, армия царя Калеба Аксумского вторглась в пределы южной Аравии. Примерно в то же время в Эфиопию начал проникать иудаизм, который оказал заметное влияние на обряды Эфиопской церкви; кроме того, часть аксумитов стали последователями иудаизма. (Потомки этих новообращенных – фалаша, обитавшие на севере страны, в наше время почти полностью эмигрировали в Израиль. Их эмиграция началась в середине 1980-х годов и завершилась в 1991.) Хотя аксумский правитель Арма предоставил убежище первым последователям пророка Мухаммеда во время гонений на них в Аравии в 7 в., распространение ислама повлекло за собой изоляцию Аксумского царства. Эфиопы скрылись за своими труднопроходимыми горами и, как писал Гиббон, «проспали почти тысячу лет, забыв об окружающем мире, который тоже о них забыл». Однако многие правители страны пытались поддерживать связи с западноевропейскими христианскими странами.

Согласно эфиопской традиции, генеалогия императорской семьи восходит к царице Савской и царю Соломону. Считается, что наследственное право на императорский трон Соломоновой династии было прервано примерно на два столетия представителями династии Загуэ. В конце 13 в. на трон взошел правитель Шоа, доказавший свою принадлежность к Соломонидам. Затем последовал период религиозного и культурного возрождения, когда создавались царские хроники и многочисленные работы духовного характера, самой значительной из которых стала Кэбрэ Нэгэст (Слава царей) , содержащая повествование о путешествии царицы Савской в Иерусалим.

В конце 15 в. небольшая группа португальцев и других европейцев, отправившаяся на поиски царства первосвященника Иоанна, овеянного легендами в средневековой Европе, прибыла в Эфиопию. Португальцы надеялись сделать эту христианскую страну союзником в борьбе против мусульман и набиравшей силу Османской империи. После того как после 1531 Эфиопия стала терпеть одно поражение за другим от армии имама Адаля Ахмеда ибн Ибрахима, известного как Грань (Левша) , и лишилась большей части своей территории, император обратился за помощью к Португалии. В 1541 в Массауа высадился отряд португальцев численностью в 400 человек во главе с Кристофером да Гама, сыном прославленного мореплавателя Васко да Гамы. Бóльшая часть отряда, включая и ее предводителя, погибла в сражении с мусульманами. При содействии оставшихся в живых португальцев была создана новая эфиопская армия, на вооружении которой появились мушкеты (до того времени огнестрельное оружие имелось лишь у воинов Граня) . В 1543 эта армия нанесла поражение противнику, и в сражении погиб сам Ахмед Грань.

Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению страны католичество, привели к многочисленным конфликтам. В конце концов в 1633 иезуиты были изгнаны из Эфиопии. В последующие 150 лет страна находилась почти в полной изоляции от Европы. К этому периоду относится основание столицы в Гондэре, где были сооружены несколько каменных замков. В середине 18 в. власть императора пришла в упадок, и страну охватили феодальные междоусобицы. В 1769 Эфиопию посетил английский путешественник Джеймс Брюс, пытавшийся отыскать истоки Нила. В 1805 английская миссия приобрела торговый порт на побережье Красного моря. В начале 19 в. в стране побывали и другие европейцы. В 1855 Теодрос, один из самых способных военачальников того времени, захватил императорский престол, возродил силу и авторитет верховной власти и попытался объединить и реформировать страну.

После того как в течение двух лет королева Виктория не отвечала на письмо, направленное ей Теодросом, по приказу императора несколько официальных представителей Великобритании были брошены в тюрьму, находившуюся в Мэкдэле. Все попытки добиться их освобождения дипломатическими методами ни к чему не привели. В 1867 с целью освобождения узников в Эфиопию был направлен военный экспедиционный корпус под командованием генерала Роберта Нэпира. Высадившись с кораблей 7 января 1868 в местечке Мулкутто на берегу залива Зула, отряд Нэпира, численностью более 10 тыс. человек, по труднопроходимой горной местности двинулся в 650-километровый путь к Мэкдэле. Англичане получали помощь и продовольствие от местных жителей, недовольных императором Теодросом, в первую очередь тыграйцев. К Мэкдэле с другой стороны продвигался и Теодрос, власть которого к этому времени пошатнулась, а ряды императорской армии поредели. 13 апреля 1868 эта горная крепость пала под натиском английских войск. Во время штурма, не желая попасть в руки врагов, Теодрос застрелился. Вскоре английские войска покинули Эфиопию.

После гибели Теодроса императором стал Йоханныс IV, правитель Тыграя, союзник англичан в их войне с Теодросом. Его двадцатилетнее правление, насыщенное бурными событиями, началось с подавления попыток других претендентов захватить престол. Впоследствии на долю Йоханныса выпало много сражений с внешними врагами: итальянцами, махдистами и египтянами. Итальянцы, которые еще в 1869 приобрели порт Асэб, в 1885 с согласия англичан захватили Массауа, принадлежавший до этого Египту. В 1884 Великобритания и Египет пообещали императору, что Эфиопия получит право пользоваться Массауа, но итальянцы вскоре закрыли туда доступ и стали планомерно продвигаться в глубь Эфиопии. В январе 1887 воины императора нанесли итальянцам поражение при местечке Догали и вынудили их отступить. Затем Йоханныс вступил в военные действия с махдистами, то и дело вторгавшимися с территории Судана в Эфиопию. В марте 1889 он был смертельно ранен в одном из сражений. Императором Эфиопии стал негус Шоа Менелик, который на протяжении нескольких лет пользовался поддержкой Италии. Шоа Менелик совершил успешные военные походы против мятежных провинций и добился значительной консолидации эфиопского государства. В его правление началось проведение реформ, направленных на модернизацию страны.

2 мая 1889, незадолго до официального акта коронации, Менелик заключил с Италией Уччальский договор, в соответствии с которым итальянцы получали право на занятие Асмэры. Внешне между обеими странами были установлены весьма дружественные отношения. Однако упомянутый договор стал источником многих проблем. В амхарской копии договора предусматривалось, что Эфиопия, если сочтет нужным, может прибегнуть к «добрым услугам» Италии во взаимоотношениях с другими державами. В итальянском же тексте договора утверждалось, что Эфиопия только так и обязана поступать. Практически это означало полный контроль Италии над внешней политикой Эфиопии. Используя свой текст договора, Италия заявила, что исходя из положений Генерального Акта Берлинской конференции 1885 она имеет право установить над Эфиопией свой протекторат. Упорство итальянской дипломатии в отстаивании выгодной ей трактовки Уччальского договора привело к его денонсации эфиопской стороной 11 мая 1893.

В 1895-1896 итальянская экспансия в регионе продолжилась попыткой увеличить колониальные владения за счет Эфиопии, но военная кампания итальянского экспедиционного корпуса при поддержке эритрейских вспомогательных сил завершилась катастрофическим поражением в битве при Адуа. Негус Эфиопии находился в положении, когда мог бы попытаться отвоевать и часть Эритреи, но предпочел мирное соглашение.

В начале XX века в стране имел место династический конфликт, итогом которого стало водворение на престол императора Хайле Селассие, проведшего в стране ограниченные реформы, направленные на модернизацию эфиопского общества.

В 1935-1936 фашистская Италия снова вторглась в Эфиопию. Захватчики имели полное преимущество в военном плане, но все равно несколько раз применяли химическое оружие. Лига Наций агрессию осудила вяло и была при введении санкций непоследовательна, в чем советская историография видела важный этап демонтажа системы коллективной безопасности в Европе. Итальянская оккупация страны продолжалась до 1941, когда британская армия при поддержке вспомогательных сил, набранных в африканских колониях, отвоевала Эфиопию и Эритрею.

После войны Селассие продолжал править как абсолютный монарх. К началу 70-х годов его позиция подвергалась критике со всех сторон политического пространства, и большую лепту в дальнейшие события внес крупномасштабный голод начала 70-х годов, приведший к большим человеческим жертвам.

В 1974 году меры по оздоровлению экономики вылились в резкое повышение цен и повлекли массовые демонстрации протеста; ситуация была использована группой военных с марксистскими политическими воззрениями, организационно оформившейся летом того же года в комитет под названием «Дерг». Он и возглавил процесс демонтажа монархии, известный еще как «ползучий переворот». К середине осени «Дерг» практически полностью подчинил себе все административные структуры и провозгласил курс на построение социалистического общества. С 1975 по 1991 год СССР и страны Восточной Европы оказывали всестороннюю помощь Эфиопии.

25 августа 1975 низложенный император Хайле Селассие I умер при подозрительных обстоятельствах. В 1976-1977 Дерг укреплял свои позиции путем расправ с оппонентами, как роялистами и сепаратистами, так и с «левыми»; эта кампания известна также как «красный террор». Вождем Дерга на этом этапе стал Менгисту Хайле Мариам.

Воспользовавшись трудным положением страны в этот период, сомалийская армия интенсивно поддерживала сепаратистское движение этнических сомалийцев в юго-восточном регионе страны, Огадене, а в 1977-1978 пыталась силой аннексировать Огаден. События эти известны как Война за Огаден. Большую помощь в борьбе с противником Эфиопии оказали Куба, СССР и Южный Йемен.

Поставленную задачу вывести Эфиопию из феодального общества в коммунистическое режим выполнить так и не смог. Попытки коллективизации сельского хозяйства привели только к дальнейшей его деградации. В 1984 году в стране разразился голод, намного превзошедший по размаху и числу жертв пандемию начала 70-х. Правительству Менгисту также не смогло решить эритрейский вопрос; несмотря на широкомасштабные военные действия против сепаратистов, добиться решительной победы так и не удалось.

В конце 80-х, в условиях нараставшего в СССР кризиса, правительство Менгисту оказалось в критической ситуации, и в итоге в мае 1991 года было свергнуто в результате деятельности альянса повстанческих движений, в котором главную роль играли эритрейские группировки.

К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, по убеждениям марксистов крайне левого толка, начинавших как сторонники Энвера Ходжи, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор бессменно возглавляет представитель этой группировки Мелес Зенауи, сперва в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.

В области внешней политики правительство Зенауи допустило в 1993 году отделение Эритреи, однако затем наступил период охлаждения отношений с бывшими союзниками, пришедшими к власти в новом государстве. Надир в отношениях соседей был достигнут в 1998-2000 годах, когда в приграничной зоне разразился Эфиопо-эритрейский конфликт, окончившийся с незначительным перевесом Эфиопии. Вопрос о границе между странами до сих пор остается нерешенным. В 1997, 2000 и 2006 годах Эфиопия также принимала активное участие в судьбе Сомали. В последнем случае эфиопская армия разбила формирования местных исламистов и водворила в Могадишо лояльное к Эфиопии переходное правительство во главе с Абдуллахи Юсуф Ахмедом.

Культура

Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь) , сильны также позиции ислама во всех периферийных регионах. Эфиопская Церковь придерживается монофизитства.

По переписи 1994 года: христиан - 60,8 % (православных - 50,6 %, протестантов - 10,2 %) , мусульман - 32,8 %, африканских культов - 4,6 %, другие - 1,8 %.

Долгое время литература создавалась главным образом на языке гыыз и имела в основном религиозное содержание. Правда, уже в конце 13 в. появились первые царские хроники на пергаменте. В 19 в. были созданы первые произведения на амхарском языке, а незадолго до начала Первой мировой войны в стране появился первый печатный станок. Не в последнюю очередь для того, чтобы поддержать развитие современной литературы на амхарском языке, в период своего регентства император Хайле Селассие I основал издательство «Бырхан энна Сэлям» («Свет и мир») . Для большинства литературных произведений была характерна нравоучительная направленность. Много драматических произведений было создано после освобождения страны от итальянской оккупации, и они ставились либо на сцене Национального театра, либо силами студентов университета. В начале 1990-х годов в Аддис-Абебе издавались три ежедневных газеты на амхарском языке и одна на английском.

В традиционном изобразительном искусстве Эфиопии господствовал преимущественно византийский стиль. После 1930 значительное развитие получило коммерческое искусство, ориентированное на запросы туристов. В произведениях такого рода часто присутствовал сюжет посещения царицей Савской царя Соломона, и они представляли собой серию лубков, каждый из которых дополнял другой. Приблизительно в то же время художники стали разрисовывать стены кабачков и баров изображениями национальных героев и святых.

Кухня Эфиопии во многом схожа с кухней соседних с ней стран - Сомали и Эритреей. Главной особенностью эфиопской кухни является отсутствие столовых приборов и тарелок: их заменяет инжира - традиционная тэффовая лепешка. Другая яркая особенность - наличие большого количества специй.

Кофе - гордость Эфиопии. Здесь разработаны целые ритуалы, подобно китайским чайным церемониям, от обжаривания кофейных зерен, до питья кофе.

Много в эфиопской кухне вегетарианских блюд - здесь много мусульман и православных христиан, соблюдающих строгие религиозные посты. В целом эфиопская кухня отличается большим разнообразием вкусов и ароматов, создающихся благодаря неповторимому сочетанию специй и овощей.

Экономика

Основа эфиопской экономики - низкоприбыльное потребительское сельское хозяйство. В 70-х годах экономический рост составлял не больше 5 %. А революционные перемены привели к еще большему снижению роста ВВП. Осложнило экономическое положение и потеря Эфиопией портов на Красном море. Жесточайшие засухи и неурожаи привели к гуманитарной катастрофе в конце 20 века. К концу 20 века экономическое положение Эфиопии стало улучшаться. рост ВВП составил около 8 % в год. Благодаря облегчению таможенных режимов вырос уровень инвестиций в экономику страны. Главным инвестором является Китай, Индия и Саудовская Аравия. Основой экономического развития в последние годы являются зарубежные займы и гуманитарная помощь.

Сельское хозяйство - главная отрасль эфиопской экономии, предоставляющая 85 % рабочих мест. Оно обеспечивает около 45 % ВВП и 62 % экспорта страны. Кофе занимало 39,4 % экспорта в 2001-2002 годах. Кофе - дар Эфиопии миру. Эта страна - главный производитель кофе сорта Arabica в Африке. Чай является другой важной культурой. Обеспеченная обширными агроклиматическими зонами и разнообразными ресурсами, Эфиопия обрабатывает все типы злаков, волокон, арахиса, кофе, чая, цветов, так же как и фруктов и овощей. Больше 140 видов сортов обрабатывается в настоящее время в Эфиопии. Потенциально неорошаемые земли оценены в 10 миллионах гектаров. Животноводство в Эфиопии - одно из наиболее развитых и многочисленных в Африке. Рыболовство и лесоводство - также значительные отрасли. В этих отраслях существует большой потенциал для инвестиций.

Разнообразные агроклиматические условия Эфиопии способствуют выращиванию широкой гаммы плодов, овощей и цветов. Овощеводство и цветы - наиболее динамично развивающиеся сектора экономики. В 2002 было экспортировано более 29000 тонн продукции плодоводства и 10 тонн цветов. Без преувеличения можно сказать, что сектор цветоводства наиболее привлекательный для инвестиций во всей эфиопской экономике.

Эфиопия - крупнейшая страна в Африке по поголовью скота и также входит в десятку крупнейших в мире по этому показателю. В Эфиопии насчитывается 35 миллионов голов КРС, 16 миллионов баранов и 10 миллионов коз.

В Эфиопии 3,3 миллиона ульев, она главный производитель и экспортер мёда и пчелиного воска в Африке. Эта отрасль предоставляет превосходные перспективы для инвестиции.

Промышленность составляет приблизительно 15 % ВВП. Главным образом развиты пищевая, текстильная, кожаная, деревообрабатывающая, химическая и металлургическая отрасли. В течение первого квартала 2001 года, Эфиопия экспортировала продуктов питания на сумму приблизительно 54,8 миллиона быра.

Финансовый сектор очень мало развит, что замедляет развитие страны. В Эфиопии не существует биржи. Банковское дело мало развито.

Политика

Эфиопия является федеративной парламентской республикой, главой правительства которой является премьер-министр. Исполнительную власть осуществляет правительство. Федеральная законодательная власть сосредоточена в руках двух палат парламента. Главой государство является президент.

Согласно статьи 78 Конституции Эфиопии - судебная власть полностью независима от исполнительной и законодательной властей. Однако, по данным докладов зарубежных исследований, Эфиопия занимает 106 место из 167 стран в рейтинге демократичности власти. Ее опережает Камбоджа, которая расположилась на 105 месте; следом за Эфиопией идет Бурунди - 107 место.

В июне 1994 года были проведены выборы в учредительное собрание, членами которого стали 547 депутатов. В декабре этого же года собранием была принята современная Конституция Эфиопии. В мае и июне 1995 года в Эфиопии прошли первые всенародные выборы национального парламента и выборы в региональные органы власти. Однако, большинство оппозиционных партий решили бойкотировать эти выборы. В результате победу одержал Эфиопский Народный Демократический Революционный Фронт. Международные и неправительственные наблюдатели пришли к выводу, что выборы прошли без нарушений, и оппозиционные партии имели возможность участвовать в выборах, если бы изъявили такое желание.

Дата создания: 30.11.2013

Эфиопия (в Библии - כּוּשׁ, Куш; в раввинистической литературе также חַבָּשׁ, Хаббаш; в современном иврите , как правило, אֶתְיוֹפִּיָּה) - государство в Восточной Африке.

В древности

В Быт. 2:13 Куш - страна, омываемая вытекающей из рая рекой Гихон; в Быт. 10:6 (так называемая таблица наций) Куш и Мицраим (Египет) - сыновья Хама; там же (Быт. 10:8–12) говорится о том, что одним из детей Куша был Нимрод - «сильный зверолов пред Господом», родоначальник ассирийцев (см. Ассирия) и вавилонян (см. Вавилон).

В II Ц. 19:9 и Ис. 37:9 упоминается царь Куша Тирхака; в II Хр. 14:8–14 утверждается, что царь Иудеи Аса (конец 10 – начало 9 в. до н. э.) воевал с вторгшимся в его страну царем Куша Зерахом и в битве при Мареше нанес ему поражение. Достоверность этого рассказа сомнительна; если же за ним стоят реальные события, под Кушем здесь едва ли подразумевается Эфиопия).

С конца 19 в. в Эфиопии селились йеменские евреи из Адена и ашкеназы (подданные европейских государств); и те, и другие создавали общины в Аддис-Абебе и Дыре-Дауа.

В период итальянской оккупации Эфиопии (1935–41) общины распались. Восстановленная впоследствии йеменитская община Аддис-Абебы существует по сей день, в нее входит несколько десятков человек, они имеют свою синагогу и кладбище (в последние десятилетия на нем хоронят также и эфиопских евреев).

Отношения с Израилем

В 1936 г., когда Эфиопия была оккупирована итальянскими войсками, глава эфиопского государства император Хайле Селассие I, его семья и двор бежали в Эрец-Исраэль и поселились в Иерусалиме , где император провел около года, а многие из его приближенных - 4–5 лет.

В 1941 г. евреи из Эрец-Исраэль, служившие в частях британской армии , приняли участие в боевых действиях на территории Эфиопии; важную роль в освобождении страны сыграл Ч. О. Уингейт (по его просьбе к нему были прикомандированы несколько бойцов Ѓаганы , в свое время сражавшихся в рядах Особых ночных рот, созданных им в Эрец-Исраэль).

В 1947 г. эфиопская делегация в Организации Объединенных Наций воздержалась при голосовании по проекту резолюции о разделе Палестины . В 1948 г. Эфиопия признала Израиль де-факто. Эфиопское консульство в Западном Иерусалиме , открывшееся еще в период британского мандата, продолжало работать и после провозглашения независимости Израиля; в 1956 г. начало действовать израильское консульство в столице Эфиопии Аддис-Абебе.

В 1960 г. императрица Менем совершила паломничество в Иерусалим ; в том же году Эфиопию посетил с официальным визитом М. Даян , тогда - министр сельского хозяйства Израиля; в 1961 г. страну посетила Голда Меир , тогда - министр иностранных дел. В сентябре 1961 г. Эфиопия признала Израиль де-юре, и между двумя государствами были установлены дипломатические отношения в полном объеме.

В 1950-х – начале 1970-х гг. успешно развивалось израильско-эфиопское экономическое сотрудничество: при участии Израиля в Эфиопии был построен консервный завод, фармацевтическая фабрика и другие предприятия; Израиль оказывал Эфиопии помощь в подготовке специалистов в различных областях: в развитии сельского хозяйства, транспорта, медицины, разведке полезных ископаемых и водных ресурсов.

После того как в результате Синайской кампании 1956 г. была восстановлена свобода судоходства по Тиранскому проливу (связывающему Эйлатский залив с Красным морем), эфиопские торговые суда стали регулярно посещать Эйлат , израильские - Массауа и Ассаб (эфиопские порты на побережье Красного моря). В 1970 г. открылась линия прямого воздушного сообщения между аэропортом имени Д. Бен-Гуриона в Лоде и Аддис-Абебой.

Сразу после окончания Войны Судного дня (октябрь 1973 г.) Эфиопия, выполняя решение Организации африканских государств, разорвала дипломатические отношения с Израилем. Военный режим, пришедший к власти в Эфиопии после свержения монархии (сентябрь 1974 г.), ориентировался на Советский Союз и потому не придерживался никаких официальных контактов с Израилем; эфиопская делегация в ООН неизменно голосовала за антиизраильские резолюции.

В 1984 г. в связи с резким ухудшением экономического положения в Эфиопии, катастрофической засухой и политической неустойчивостью тысячи евреев Эфиопии сосредоточились на эфиопско-суданской границе. В октябре 1984 г. Израиль осуществил операцию, в ходе которой в Израиль самолетами были переправлены 14 тыс. евреев. Когда стало известно об операции «Моше», правительство Эфиопии обвинило Израиль в «похищении эфиопских граждан».

Но со временем тяжелая и затяжная конфронтация с соседними исламскими странами (Сомали, Суданом), восстание сепаратистов-мусульман в Эритрее (северо-западная часть Эфиопии, ныне - независимое государство) и постепенное ослабление коммунистического лагеря (приведшее во 2-й половине 1980-х гг. к его распаду) побудили эфиопское руководство негласно обратиться к Израилю за помощью. Эта помощь была оказана; по некоторым сведениям, она включала и поставки оружия.

Представьте ситуацию – вы многие годы мечтаете посетить экзотическую страну Йемен. Вы летите туда чуть ли не сутки с пересадками, вы уже видите себя среди "небоскребов Аравии" в Вади-Хадрамауте. И вот, прилетев, вы узнаете, что в стране резкое обострение ситуации и что на все время вашего пребывания в Йемене вам практически никуда не выехать из его столицы - города Саны. Некогда благодатно выдающий соответствующие "пермиты" (разрешения на перемещения по стране) офис туристической полиции категорически вам заявляет: "Никакого Шибама, никакого севера страны, и даже в Аден нужен "пермит". Даже если лететь на самолете". И я решаю куда-нибудь, где мне дадут спокойно путешествовать, не изводя нелепыми ограничениями.

Эфиопия - неоднозначная африканская страна


Я отправился в офис Ethiopian Airlines в йеменской столице и за $205 в обе стороны приобрел билет в Аддис-Абебу на два с половиной дня. Что я надеялся увидеть в такой большой и неоднозначной африканской стране за неполные трое суток? Сразу признаюсь, что про Эфиопию я знал немало.

Пейзажи Эфиопии


Более того, еще до вылета в Йемен, зная про возможные проблемы с перемещением, я взял с собой путеводитель Lonely Planet по Восточной Африке. Кроме того, не менее полудня посвятил поиску и изучению в интернете всего связанного с легендарным императором Абиссинии Хайле Селасси, знал про растафарианство, про странную связь между эфиопским ортодоксальным православием и иудаизмом (равно как и про двести тысяч черных эфиопских евреев, живущих в Израиле), читал про миллион эфиопов, загубленных войсками Муссолини в период, предшествовавший Второй мировой войне, знал про гражданскую войну в Эритрее и ее отделение, знал про сбежавшего в Зимбабве опального коммунистического лидера Мангусту Мариама.

Эфиопские зарисовки


Описывать все перечисленное в деталях не стану – читатель не глупее меня и при желании сможет узнать эти вещи и сам. Зато расскажу о личных впечатлениях и про ряд технических деталей, связанных с посещением и пребыванием в Эфиопии.

Прилет в Эфиопию

Прежде всего, визу можно получить в аэропорту Bole Аддис-Абебы гражданам 33 стран мира, включая Россию, страны Западной Европы, США, Канаду, Израиль, Австралию и ряд других. Процедура проста – идете по указателю "Visa on arrival", заходите в кабинет. Там сидят три милые девушки за компьютерами. Даете им свой паспорт, заполненную кратенькую миграционную анкету (вам ее выдадут еще в самолете) и 20 долларов. Минута - и виза в вашем паспорте. Далее идете на паспортный контроль, где вам ставят здоровенную, размером с треть страницы, въездную печать в паспорт.

Аддис-Абеба, Эфиопия


Далее, если вы прилетели в светлое время суток, то пробившись через толпы таксистов, выйдите из здания аэропорта (кстати, аэропорт абсолютно современный, большой и удобный!), пройдите пару сотен метров до автотрассы и сядьте в любой автобус, идущий в город. Благо, что аэропорт расположен в непосредственной близости от столицы и ехать недалеко. Это вам обойдется в ничтожные $0,1.

Столичные улицы, Аддис-Абеба


Но сразу скажу, что поездка на эфиопском городском автобусе не для слабонервных – народу тьма, а мы с вами, со своими белыми физиономиями, сорвем все аншлаги по вниманию к собственным персонам со стороны местного населения. Впрочем, народ добродушен и разве что излишне любопытен к белым гостям. Ничего особенно страшного. Такси из аэропорта в центр Аддис-Абебы стоит от силы 50 бырр ($5). Не верьте хитрым водилам, которые будут рассказывать вам про подорожавший бензин. Здесь все банально – торг необходим и даже настоятельно рекомендован.

Церковь в Эфиопии


Те, для кого черная Африка - это первый своего рода опыт, должны иметь в виду, что вы не будете обделены вниманием нигде. Особенно за пределами крупных городов. В большинстве случаев, внимание к вам будет выражаться в исключительно дружеских приветствиях. В Аддис-Абебе, к примеру, посещая Национальный музей, можно завести себе новых интересных друзей, поскольку подобного рода места подразумевают соответствующую культурную аудиторию.

Водопад, Эфиопия


Эфиопы – уникальная в своем роде африканская нация, не похожая и не напоминающая ни одну другую. Нация очень неоднородная. Даже само название народа "эфиопы" сомнительно по сути своей, поскольку страна населена более чем 80(!) различными народами, из которых лишь менее половины - амхарцы (эфиопы).

Аддис-Абеба

Эфиопы называют свою столицу просто Аддис (Новый), не добавляя Абеба (Цветок). Город, откровенно говоря, не эталон чистоты и комфорта. Огромный, четырехмиллионный африканский мегаполис, где широкие центральные проспекты со стеклянными высотками банков и торговых центров соседствуют с жуткими трущобами. Город лишен какой-либо градостроительной логики, и не всегда очевидно, находитесь вы на базарной окраине или по соседству от президентского дворца. Все в куче. Наверное, в этом есть некий колорит.

Собор Святой Троицы, Аддис-Абеба


В Аддис-Абебе есть несколько однозначно достойных мест, где следует побывать. Прежде всего – Национальный музей, хранящий в себе лучшую на континенте коллекцию артефактов, прекрасные этнологические выставки и экспонаты, связанные с археологией и историей Восточной Африки. Обязательно там побывайте.

Интерьер собора в Аддис-Абебе


Интересен Этнологический музей, музей Аддис-Абебы и малоизвестный, но увлекательный Национальный железнодорожный музей, находящийся рядом с железнодорожным вокзалом. Последний тем более показателен, что в стране всего одна (но легендарная!) линия, ведущая из Аддиса в соседнее государство Джибути. Здесь ходят пассажирские поезда, возраст которых старше наших бабушек, а поездка на них, по словам встреченных мной туристов, – увлекательный и неоднозначный жизненный опыт. Но помните, что визы в Джибути не оформляются на наземной границе (а только в аэропорту), равно как и визы в Эфиопию. Так что, если такой маршрут интересен – заранее получите все необходимые документы. В Аддисе есть консульство Джибути.