Особенно к творчеству нужно присмотреться внимательно, если человек демонстрирует другие признаки нарушений психики: склонен к депрессиям, уходу в себя, одержим бредовыми идеями, сообщает о странных явлениях, которые не существуют в реальности (галлюцинации) и т. д. Рисунки больных шизофренией людей обычно имеют ряд отличий и характерных особенностей.

Когда недуг точно установлен, именно рисунок часто помогает психиатрам отследить динамику развития патологии, внутреннее состояние пациента, особенно когда он недоступен для продуктивного контакта. Картины шизофреников с описанием истории болезни автора обычно есть в любом пособии по психиатрии.

  • С проявлением стереотипии.
  • Больные шизофренией в течение очень длительного промежутка времени могут рисовать одни и те же фигуры, контуры, предметы, символы или знаки. Каждый раз получается некий стереотипный набросок. Это проявляется также в одинаковой манере исполнения и цветовой гамме.

    Здоровые дети рисуют всю кошку целиком, ребенок-шизофреник может изобразить ее отдельные «части» либо в разных углах листа, либо даже на отдельных страницах. Изображая дом, шизофреник рисует крышу, фасад и окна отдельными, не связанными друг с другом частями и т. д.

    Рисунки с невыясненными (невыявленными) формами

    Символические рисунки

    В символических набросках свои мысли, чувства больные проявляют не прямо, а образами – символами, понять которые можно лишь с помощью самого пациента. Изображения словно зашифровываются душевнобольными, и шифр этот не только неясен окружающим, но зачастую непонятен и самому художнику.

  • орнаментализм, частое использование симметричных образов;
  • отсутствие логики, сочетание несовместимого;
  • рисовка штрихом;
  • слишком тщательная прорисовка самых мелких деталей.
  • Больше работ людей, больных шизофренией, можно посмотреть в видеоматериале:

    Картины знаменитых шизофреников

    Луис Уэйн страдал от шизофрении, которая не сильно затронула его первые работы. Но в последние годы жизни болезнь все больше овладевала им, и он даже был помещен в психиатрическую лечебницу.

    Возможна ли диагностика шизофрении с помощью живописи?

    Шизофрения – сложное и до сих пор малоизученное заболевание. Медикам необходимо много времени, чтобы правильно его диагностировать, для этого собирается большой объем информации о больном. И конечно, определить такое заболевание только по рисункам нельзя.

    Живопись душевнобольного – это отображение его психического состояния на текущий момент, «слепок» его сложного мира бредовых идей, галлюцинаций, попытка осознания себя и своего места в мире.

    Психиатры выделяют характерные именно для шизофреников черты и особенности, четко видные в их изобразительном творчестве. У врачей даже существует классификация картин психически больных по основным признакам:

    1. С расщеплением, разрывом ассоциативных связей.
    2. С невыявленными (невыясненными) формами.
    3. В период обострения психотических симптомов стереотипность рисунков пациента обычно возрастает, но вновь становится более слабовыраженной в периоды ремиссии. Например, пациентка, поглощенная идеей своих взаимоотношений с мужчинами, часто изображала людей и фаллические символы в виде гор, столбов, иных вытянутых предметов. Повторяемость сюжета прослеживалась из работы в работу.

      Как вариант, отдельный фрагмент или любая малозначимая деталь будет главным объектом изображения, что также не характерно для творчества психически уравновешенных людей. Например, больной, отображая себя, рисует одну-единственную загогулину-морщину на лбу («это мои мысли», «это я – печальный»).

    • незаконченность, отсутствие целостности композиции;
    • Безусловно, для самого человека болезнь разума – тяжкое испытание. Однако, существует довольно распространенное мнение, что талант и психическая болезнь часто идут рука об руку. Нетривиальный взгляд на жизнь через призму, казалось бы, дефекта сознания подарил миру картины художников-шизофреников, признаваемых гениальными. Считается, что этим недугом страдали Винсент Ван Гог, Михаил Врубель, Сальвадор Дали.

      С точки зрения отображения развития болезни, в творчестве особый интерес представляют работы английского художника Луиса Уэйна (1860–1939). Всю свою жизнь Уэйн рисовал исключительно кошек, которые были абсолютно очеловечены в его живописи.

      Художник создал целый кошачий мир. Они передвигаются на задних лапах, носят одежду, создают семьи, живут в человеческих домах. Его работы были очень популярны уже при его жизни. Забавные «кошачьи» картинки печатались, в основном, на открытках, которые хорошо раскупались.

      Сюжет его картин остался неизменным – кошки, но вот сами картины постепенно утрачивают композицию, связанность, богатство смыслов. Все это вытесняет орнаментализм, сложные абстрактные узоры – черты, отличающие картины шизофреников.

      Изобразительное наследие гениев, больных шизофренией, бесценно. Однако, вопреки распространенному мнению о массовой гениальности шизофреников, стоит отметить, что возможный всплеск творческого потенциала приходится на первые, щадящие этапы болезни. Впоследствии, особенно после приступа психоза и под влиянием деградации психики, человек нередко теряет способность к продуктивному творчеству.

      Изобразительное творчество - один из самых ранних и древних видов искусства, способов самовыражения человека. Живопись помогает нам проникнуть в мир мыслей, чувств и образов личности художника. Поэтому возможности рисунка используются врачами при работе с больными шизофренией и другими душевными болезнями.

      Однако они могут послужить отправной точкой, сигналом для близких людей обратить внимание на развивающуюся душевную болезнь ребенка, родственника или друга.

      Ни в коем случае нельзя заниматься самодиагностикой и тем более закрывать глаза на признаки душевного расстройства у вашего близкого человека. Помните, что сами они воспринимают проявления болезни просто как особенности личности, и зачастую только близкие люди могут убедить их обратиться к врачу.

      Чем отличаются рисунки душевнобольных и здоровых людей

    • Символические.
    • Стереотипия в рисунке

      Тематика картинок будет отражать ту самую сокровенную и больную проблему взаимоотношений с миром: конфликты с людьми, галлюцинаторные видения, бредовые идеи.

      В отличие от здорового человека, увлеченно рисующего в одном жанре – например, портреты, пейзажи, морскую тематику и т. д. – рисунки шизофреников обязательно будут демонстрировать и другие яркие черты, характерные для живописи именно душевнобольных людей.

      Рисунки с разрывом ассоциативных связей, расщеплением

      Эффект расщепления, разрыва ярко проявляется в специфической фрагментарности художественного творчества больных шизофренией. Части тела или другого объекта изображаются отдельно друг от друга, могут разделяться линиями или даже предметами.

      Так называют изобразительные работы, состоящие из разнообразных деталей, не связанных между собой. Эти изображения незакончены, объекты на них неясно очерчены, преобладают штрихи неопределенной формы. Например, животные, нарисованные шизофрениками, будут иметь странный вид и форму, которые не встречаются в реальной жизни. Также они видят предметы, людей, события.

      Одновременно для картин шизофреников свойственны:

    • отсутствие пустых мест;
    • неподвижность образов (отсутствует движение);
    • Обратите внимание! В сравнении с живописью здоровых людей, творчество шизофреников наглядно демонстрирует картину душевной скомканности, разорванности, расщепления сознания, свойственных патологии. Особенно это будет заметно в процессе ухудшения психического состояния. Творчество здорового человека будет отличать, наоборот, целостность композиции, связанность и логичность деталей, разнообразие цветовой гаммы.

      Работы Луиса Уэйна часто публикуют в учебниках по психиатрии как раз в качестве яркого примера изменения живописи под влиянием развития болезни сознания.

      «ШизАрт»: о чем рисуют шизофреники

      На этой неделе в Казани открылась весьма необычная выставка. В галерее «ШизАрт» нет натюрмортов или пейзажей. На картинах души - портреты внутренних состояний душевнобольных людей. Их чувства, эмоции, переживания. Все это работы пациентов с диагнозом маниакально-депрессивный психоз и шизофрения. Корреспондент сайта Собака.ru побеседовал с куратором галереи Игорем Милованкиным.

      На выставке действительно рисунки шизофреников?

      В 2010 году экспозиция нашей первой выставки на девяносто процентов состояла из рисунков психически больных людей. И тогда же стали приходить посетители - в основном подростки, - и спрашивали: «У меня похожие рисунки, я сумасшедший?». В результате, за четыре года наших гастролей по России набралась коллекция картин посетителей - таких же ярких личностей со своим взглядом на мир.

      Сегодня у нас очень яркая галерея. В ней и коллекция профессора Александрова - рисунки шизофреников с 1949 года, и работы людей, которые находятся на лечении в клинике, и рисунки «обычных» подростков. Очень часто люди спрашивают: «У кого из них есть диагноз, а у кого нет?» А вы сами разберитесь. То, что у вас нет диагноза, хотя вы яркая личность, это не ваша заслуга, а недосмотр психиатров. Диагноз можно поставить любому, у кого есть мало-мальские скачки настроения. Что уж говорить о детях, которые рисуют подобные картины. Естественно, родители хватают их в охапку и ведут к врачу: «Дайте таблетку, чтобы мой ребенок стал нормальным».

      В Казани, кстати, выставка поделена на три части: треть ее составляют картины людей с диагнозом шизофрении, треть — люди-самоубийцы, которых мы потеряли за прошедшие четыре года и остальные — люди, которые смогли «выбраться» и побороться за свою судьбу.

      Были ли какие-то сложности из-за столь необычной темы выставки?

      Впервые выставка собралась в Челябинске в 2010 году, и ее в город не пустили. «Держите психов в психушке», — сказали нам и не дали никакого помещения. Даже когда мы договорились провести выставку в одном бомбоубежище, власти стали получать письма с негодованиями и требованиями запретить ее. В итоге первую выставку мы открыли на свалке в заброшенном здании в промзоне Челябинска. От конечной остановки транспорта нужно было идти еще полтора километра. Однако, за месяц нас посетило 1 500 человек, и это был настоящий резонанс. Вторую выставку мы уже согласовывали с администрацией и провели в старой заброшенной больнице Петрозаводска. Третья выставка была все-таки в бомбоубежище. За несколько лет мы посетили Карталы, Тольятти, Москву, Магнитогорск. Теперь вот в Казани.

      Есть ли какая-то схожесть тем в картинах?

      Посмотрите экспозицию. Очень яркий пример – четыре рисунка двух разных авторов, в которых один и тот же мотив – прощание с детством. Как вы видите, рисунки очень похожи стилистически, хотя дети не знакомы друг с другом. Когда начинаешь с ними общаться, они одинаково отвечают на вопросы о своих работах.

      Заклеенный рот: потому что все считают меня маленькой и никто не хочет слушать. «Не перебивай», «Замолчи», «Делай то, что тебе говорят».

      Медвежонок: единственный проводник в мир взрослых, единственный друг с детства, которому рассказываешь все страхи, сомнения, мечты. Ни разу он не сказал: «Отвали, я занят», никогда не проболтался, не предал.

      Нож и деревянная нога: неготовность быть взрослым. Мальчик более агрессивен: этот мир жесток, мне нужно будет себя защищать. Девочка с помощью этой деревянной ноги демонстрирует свою слабость.

      Все мы мыслим одинаковыми образами, и в картинах вы будете их постоянно встречать. Черно-белые цвета как добро и зло, у детей нет полутонов. Закрытые или сжатые рты. Медвежата. Бабочки, рыбки, птички – мечты. Связанные, скованные или оторванные руки — беспомощность. Глаза – надзор общества.

      Какой возраст у художников?

      Нашим авторам от тринадцати до двадцати лет. Знаете, всегда найдется человек, который на твое двадцатилетие подойдет и шепнет на ушко: «Ну что, третий десяток пошел?» И, видимо, на уровне подсознания срабатывает некий щелчок: начинаешь думать, что хватит бороться с этим миром, что-то там рисовать и кому-то доказывать, пора бы взяться за ум, карьеру строить, семью. И к своим двадцати пяти даже самый яркий гений превращается в обычного взрослого человека. Все думают: «Вот потом, когда-нибудь, я обязательно к этому вернусь». Это «потом», к сожалению, уже никогда не наступает.

    Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией, СССР, Болдырева С. А., 1974

    Очень интересные рисунки и их анализ.

    На основании многолетних исследований изобразительного творчества детей автором дается сравнительный анализ рисунков больных и здоровых детей. В отечественной и зарубежной литературе это первая монография, посвященная изобразительному творчеству больных шизофренией дошкольного возраста и лечебно-коррекционной работе с ними.

    В книге излагается семиотика изобразительного творчества больных детей, приводятся примеры различных нарушений формы и содержания рисунков. Выявлены особенности творчества в зависимости от клинических проявлений и типа течения шизофренического процесса. Наряду с диагностическим значением показана возможность использования изобразительного творчества для лечебно коррекционной работы, являющейся в детской практике одной из форм трудо- и психотерапии. Разработаны этапы и приемы этой работы. Даются практические рекомендации дифференцированной тактики педагога с больными шизофренией детьми при различном психотическом состоянии.

    Книга рассчитана на невропатологов, психиатров, педагогов, педиатров, дефектологов.

    Перед вами рисунки 18-летней девушки по имени Кейт, которой год назад поставили страшный диагноз - шизофрения. Она видит странные галлюцинации, которые потом рисует, чтобы попробовать разобраться со своими мыслями. Кейт решила показать всем, с чем ей приходится жить и сопроводила свои рисунки пояснительными комментариями.

    "На протяжении многих лет мне ставили несколько диагнозов. В 17 лет, наконец, был поставлен диагноз шизофрении, когда мои родители поняли, что мое психическое здоровье ухудшается".

    "Я рисую много своих галлюцинаций, так как рисунок помогает мне справиться с этим".

    "Неодушевленные предметы будут выглядеть как картина Ван Гога: извращенные и резкие".

    "Это птичка, она поет мне".

    "Это цитата художника по имени Джори, и это было то, что говорило со мной. Моя депрессия заставляет меня чувствовать себя никчемной, как муха. Эти иллюстрации отражают мою болезнь".

    "Этот человек выползает из вентиляционного отверстия в моем потолке и производит щелканье, или я вижу, как он выползает из-под предметов".

    "Это автопортрет".

    "Вот пример из бестелесных глаз, которые я вижу. Они появляются в курганах или на моих стенах или полах. Они деформируются и двигаются".

    "Моя самооценка находится на самом низком уровне, и я чувствую себя незначительной. Мне всегда хотелось бы превратиться в «красивого» человека".

    "Организация, общение, паранойя, депрессия, беспокойство и управление моими эмоциями – они ведут большую борьбу за меня".

    "То, с чем я живу, нелегко, и это может быть изнурительным, но я не живу на улицах, крича о похищениях инопланетян.Это не значит, что нет таких людей - есть. Тем не менее, есть такие же люди, как я, которые просто сидят дома, запертые в своей комнате. Это спектр симптомов с различной степенью тяжести. Опыт каждого человека уникален".