В Троицкую родительскую субботу в православном мире принято поминать усопших.

Эта традиция ведет свое начало с апостольских времен. Апостол Петр в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). Апостольские постановления гласят, что апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых.

История и значение

Троицкая вселенская родительская суббота, наверно, самый древний в христианстве поминальный день. Он берет свое начало с апостольских времен - с I века от Рождества Христова. Совершается он всегда накануне Святой Троицы – отсюда и название.

Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.

Если День Святой Троицы - это своеобразный день рождения Вселенской Апостольской церкви, то Троицкая суббота представляет собой как бы последний день Ветхозаветной церкви перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой. Поэтому православная церковь считает важным поминать перед днем Святой Троицы всех от века усопших. Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.

Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек помнил, что за совершенные греховные деяния придется ответить во время Суда. Поэтому Церковь и установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о их помиловании. Таким образом, Церковь каждому дает шанс на спасение души.

Что такое родительская суббота

В эти субботы в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Название "родительская" произошло скорее всего от традиции называть покойных "родителями", то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших.

Таких суббот в году две: Мясопустная (за неделю до начала Великого поста, которую в 2017 году отметили 18 февраля) и Троицкая. В эти дни совершаются особые богослужения - вселенские панихиды. Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Как поминают в церкви

В православных храмах накануне родительской субботы - в пятницу вечером, служится Великая панихида, которую называют также греческим словом "парастас". Заупокойную Божественную литургию служат в субботу утром, а после нее - общую панихиду. В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви - люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.

Прихожане по старой церковной традиции приносят в храм постные продукты и вино для совершения литургии, которые освящаются во время богослужения, и позже раздают тем, кто пожелает.

Что принято делать

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы. Церковь считает, что в этот день важнее отстоять богослужение в храме, чем поехать на кладбище, так как умершим родным и близким людям гораздо важнее молитва, чем посещение могилы.

Но, если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома. Еще одним обычаем Троицкой субботы является обязательная раздача милостыни всем нуждающимся с просьбой помолиться об усопших.

Существует поверье, что в родительскую субботу перед Троицей нельзя работать, убираться в квартире и даже мыть посуду, хотя церковь придерживается другого мнения.

Священнослужители говорят, что ограничения в работе существуют прежде всего для того, чтобы домашние хлопоты не мешали молитве и посещению храма. Родительскую субботу надо начинать с посещения церкви и молитвы об усопших, а, вернувшись из храма домой, можно заняться и домашней работой.

Обычаи

Народные традиции поминовения умерших людей несколько отличались от церковных. Простой люд шел к могилкам родственников перед большими праздниками - накануне Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского.

В народе больше всего почитали Дмитриевскую родительскую субботу. Это последняя родительская суббота в году, которая в 2017 году выпадает на 28 октября. В 1903 году император Николай II даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам - "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим". Дни особого поминовения усопших в Украине и Белоруссии называли "Дедами". Таких "Дедов" было до шести в году. Народ суеверно считал, что в эти дни к семейной поминальной трапезе незримо присоединяются все умершие родственники.

По древнему обычаю, в родительские субботы было принято вкушать кутью - обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу обычно готовили из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Правда сегодня мало кто следует ему.

Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

И х долги – твоя забота,
Благо, можно отдавать.
В день родительской субботы
Помяни отца и мать.

Помолись за панихидой
О любимых и иных.
Впрочем, что теперь обиды –
В мире вечном не до них.

Милость Божья не оставит,
Разумеющий поймет.
Кто-то и тебя помянет
В дни родительских суббот.

Иеромонах Роман (Матюшин)

Назначение родительских суббот – объединение Церкви. Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех ее членов – и ее святых, и живущих ныне, и умерших. День же Пресвятой Троицы, в который Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, называют днем рождения Церкви. Поэтому так понятно установление родительской субботы накануне этого дня.

Особенно нужны наши молитвы умершим. Ведь окончившие свой земной путь сами уже не могут ни прибавить благих дел, ни покаяться в грехах, ни упросить Господа. Зато мы можем просить для них милости, просить упокоить их, «яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедание дерзнут принести Тебе: но мы живые благословим Тя и молим и жертвы приносим Тебе о душах их».

Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т.е. если чью жизнь продолжает – благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его. А наш долг и в том и в другом случае с детскою покорностию ко Отцу Небесному должны говорить: Отче наш, да будет воля Твоя! Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.


Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении. Но, кроме того, Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века умерших отцов и братьев по вере, удостоившихся христианской кончины, равно и тех, которые, застигнутые внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

В родительские дни всегда можно увидеть множество людей, которые идут на кладбища, чтобы почтить память своих усопших родственников, прибрать на могилках. Но также очень важно в этот день прийти в храм Божий к началу Божественной литургии, подать записку с именами усопших и помолиться о их упокоении или хотя бы поставить свечку. Записки можно отдавать сразу в несколько храмов, потому как чем больше будет возноситься молитв, тем лучше это для наших близких. Именно молитвы наши за усопших являются главной и неоценимой помощью отшедшим в мир иной.

В эти дни многие из нас заняты своими садами, и поэтому, к сожалению, не все находят время прийти в храм помолиться именно в день родительской субботы. Но это можно сделать и накануне, вечером в пятницу – подать записку, чтобы за наших близких мог помолиться священник. За этим вечерним богослужением служится парастас, или Великая панихида (греч. «ходатайство»), – заупокойная Всенощная – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот. Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращенный парастас) тем, что на нем поются непорочны (17-я кафизма) и полный канон «Воду прошед» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.). А также хорошо, если мы будем молиться о усопших каждый день на домашней молитве.

Очень хорошо говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Молись Господу об упокоении праотцев, отец и братий своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная, и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да и ширяется ежедневно дух твой мыслит о скоропреходящем житии твоем».


Кроме того, весьма полезно подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем. А также жертвовать на церковь и, когда во время богослужения будут молиться о всех благоукрасителях, благоустроителях и жертвователях храма сего, то вас и ваших близких обязательно будут поминать.

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей о Страшном Суде. Эта Родительская суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется апостольским.

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной родительской субботы сказано, что «божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти» (Деян. 2, 24). А постановления апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т.к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них в одной из молитв воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и находящемся в райских обителях, она все равно не останется напрасной, а обратится на благо молящемуся. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага». Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но молитва за усопших – это долг всякого православного.

Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог – наш Отец и для Него каждый человек, как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем. В заупокойных записках имена пишутся полностью и в родительном падеже (например: о упокоении Людмилы, Михаила и т.д.). У священнослужителей нужно указывать сан, дети до семи лет именуются младенцами, от 7 до 16 лет – отроками или отроковицами, если со дня кончины не прошло 40 дней – нужно добавлять слово «новопреставленный». Имена пишутся православные, т.е. данные при Святом Крещении.

За усопших, имена которых написаны в записках, священником из просфоры вынимается частица и с молитвой о прощении грехов омывается в Крови Христовой. Очень хорошо подать нищим посильную милостыню с просьбой молиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо снедь – для этого в храмах существуют особые панихидные столики. Самым простым и распространенным способом жертвы за умершего является возжжение свечи. В каждом храме есть канун – особый подсвечник в виде прямоугольного столика с небольшим Распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой об упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

После богослужения православные христиане идут на кладбище. Из любви к усопшему нужно соблюдать в чистоте и порядке его могилу – место будущего воскресения. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, всегда был окрашен и чист. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу и хотя бы кратко помолиться об умершем. Если есть возможность – попросить священника совершить на могиле литию (краткую заупокойную службу). Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека. Есть и пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает. Не нужно оставлять на могиле еду, дабы могила не попиралась, например, собаками. Продукты следует отдавать нищим.

Ходатайствуя за умерших, живые становятся исполнителями заповеди о любви и, значит, становятся «участниками небесных наград». Молитвы за умерших нужны не только им, но и нам, потому что настраивают душу на небесное, отвлекают ее от суетного, согревают сердце любовью к Богу. К тому же они располагают души к исполнению заповеди Христовой – готовиться к исходу на всякий час. И это дает нам силы уклоняться от зла и воздерживаться от грехов.

Даже если ваши близкие умерли некрещеными и Церковь их поминать не может, вы можете помолиться за них сами дома так же, как и за крещеных. Но лучше сделать это, придя в храм и на могилу в Троицкую родительскую субботу.


Игумен Феофан (Крюков)

Cегодня, в Троицкую родительскую субботу, Святая Церковь, готовя нас к празднику, вспоминает всех своих чад и нам заповедала молиться в эти дни особенной молитвой, потому что Бог есть любовь и Бог не есть Бог мертвых, но [Бог] живых. У Бога все живы.

Смерть разлучает душу от тела, и они по воскресении соединяются, и вместе вечно блаженствуют или вечно страдают, судя по тому, кто как прожил жизнь на земле. Но всем нам после смерти предстоит предварительный суд, так называемые мытарства. И мы не просто ожидаем Страшного Суда в неведении, а уже после мытарств явно получаем то, что предварительно заслужили нашей жизнью. Но предварительный суд – не окончательный, и по молитвам близких людей, молитвам святых, всей Церкви участь грешника, его мучительная жизнь, которая определена на этом предварительном суде, может быть изменена, облегчена. По молитвам Церкви грешник может даже вообще избавиться от вечных мук. Об этом свидетельствуют нам события из жизни святых.

Вспомним, почему мы молимся за наших близких, усопших родных и братьев? Молитва за близких нам усопших людей – это наше ходатайство пред Богом, и эта молитва прямо действует на души усопших, воодушевляя, согревая и укрепляя их. Эта молитва и нам помогает сохранить память о них, и есть надежда на то, что и нас будут поминать. А полное дело поминовения усопших – это наша сердечная память о них, а со стороны Церкви – это бескровная жертва на Литургии. «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих», – читает священник на каждой Литургии.

Мы поминаем наших близких потому, что, как было сказано, отшедшие живы пред Богом. И как о живых мы молимся за них, не отличая, шел ли кто путем праведным или кто распорядился своей жизнью недостойно. Мы не допытываемся, куда они причислены – к праведным или грешным.

Молиться за них – это наш долг братской любви. Пока верующие не разделены последним Судом, не определена их участь, все они, живые и умершие, составляют единую Церковь Христову, единое Тело. И мы все – члены одного Тела – должны относиться друг к другу со взаимной любовью.

Поскольку участь всех людей считается не решенной до всеобщего Суда, до тех пор мы не можем никого считать осужденными окончательно и на этом основании молимся о их помиловании, утверждаясь надеждой на безмерное милосердие Божие.

Мы молимся за наших близких, усопших родных и братьев, еще и потому, что время их покаяния ушло. Когда тело разлучилось от души, то оно уже не может, приняв страдания, помочь душе очиститься от грехов, которые были совершены. Усопшие просят наших молитв, и мы тоже будем нуждаться в таких же молитвах, когда умрем.

И, наконец, мы молимся за наших близких, следуя заповеди Божией: возлюби ближнего твоего как самого себя. Бог не сказал – любите ближних, пока они живы, но хочет, чтобы наша любовь перешла и в загробную жизнь. Особенность этой службы Троицкой родительской субботы заключается в том, что в каноне, который читается на утрене, говорится о самых различных случаях смерти, когда люди не получают узаконенных псалмопений и заупокойных молитв.

Святая Церковь молится об усопших почти в каждой песни этого канона (их девять – есть вторая песнь, в отличие от обычных канонов, где их восемь), подчеркивая особенную важность этого канона и этого поминовения умерших близких. Церковь молится о тех, кому Господь попустил умереть внезапной кончиной, от неожиданной печали или радости; о тех, кто погиб в море, на реках, источниках, озерах; при добыче зверей и птиц; о тех, кто сожжены молнией; замерзли на морозе, в снегу; погребены под обвалами или под стенами, или, как говорится, «прибиты плинфой»; убиты через отравления, удавления, повешения, от ближних или погибли от других многочисленных смертей. И все они – верные православные, не получившие узаконенных песнопений церковных молитв. То есть те, кто ушел из жизни без священнического напутствия, без разрешительной молитвы и отпевания.

Сегодня, накануне великого праздника, молясь вместе со всей Церковью, мы веруем, что Божественная литургия, молитвы, приносимые живыми за усопших, милосердные подаяния, которые мы должны оказывать за усопших близких людей, освобождают души их от ада и содействуют им в достижении блаженного упокоения. Аминь.

Проповедь насельника Данилова ставропигиального монастыря Москвы
игумена Феофана (Крюкова) в Троицкую родительскую субботу


18 Июня 2016

Некоторые «внешние» обряды, очищенные от магической подоплёки, были освящены новым христианским смыслом. Ради сохранения преемственности народной культуры они включены как обрамление даже в канву православных богослужений. Такова, например, традиция украшения храмов в день Святой Троицы ветвями берёз. Разберёмся с тем, что сопутствует праздникам начала лета со времён крещения Руси, а что привнесено в них из древнейших эпох славянской культуры.

Какое событие празднуют христиане в день Святой Троицы

Троицын день , согласно церковному календарю именуемый также Пятидесятницей, так как празднуется на 50-й день после Пасхи, по своей сути является днём рождения Христианской Церкви. Согласно книге Деяний Апостольских, в этот день произошло явление Святого Духа, Утешителя, обещанное вознесшимся в сороковой день по Своем воскресении на небеса Спасителем. Растерянным, испуганным после казни Распятого ученикам и точно требовалось утешение, укрепление духовных сил.

Получив особую благодать, каждый стал ревностным и бесстрашным проповедником Христовой веры. Первая же проповедь апостола Петра, которую он произнёс, выйдя из сионской горницы тотчас после чудесного события Пятидесятницы, присоединила к небольшой, не насчитывавшей и трёх сотен учеников Христа общине сразу до трёх тысяч человек.

Ветхозаветные пророки служили провозвестниками воли Бога-Отца, удалённого от человечества не расстоянием, а Своей нетварной природой. Апостолы и спутники Христа воочию видели воплотившегося Бога-Сына, воспринявшего всю полноту человеческой природы, кроме повредившего её греха.

В день Пятидесятницы в виде огненных языков снизошёл на малую общину в Иерусалиме Святой Дух, третья ипостась Святой Троицы. Так совершилась полнота Божественного явления миру. Именно поэтому изначально празднуемое сошествие Святого Духа стали позже именовать Днём Святой Троицы.

Единство Церкви – догматическое понятие, напрямую относящееся к Троицкой Вселенской родительской субботе

Общецерковное празднование Пятидесятницы установлено с древнейших апостольских времён. Именно с сошествием Святого Духа – первым небесным «помазанием на служение», апостолы обрели благодать совершения церковных Таинств. Эта особая благодать передавалась от апостолов через рукоположение – по-гречески «хиротонию», епископам Церкви, а от епископов сообщалась иереям, священникам, «батюшкам».

Преемственность рукоположений не прерывается на протяжении веков, свидетельствуя о происхождении Церкви от Самого Христа, о её неразрывном единстве. Каждый оглашенный (подготовленный предварительными «огласительными» беседами об истинах веры) получает благодать Святого Духа, присоединяясь к Церкви в Таинстве Крещения. Иногда, по имеющимся свидетельствам «простых сердцем» людей, это происходит видимым образом, как схождение огненного языка на новокрещаемого.

Народное выражение «одним миром мазаны» относится к Таинству Миропомазания, совершаемому в Православии сразу вслед за Таинством Крещения. У римо-католиков это так называемая «конфирмация», она, как и первое Причастие крещаемых младенцев, отдаляется до совершеннолетия. Церковное миро для таинства готовится особым образом и освящается Патриархом в Великий Четверг.

Примечательно, что в каждый алавастр (высокий сосуд, имеющий узкое горло) с приготовленным миром переносится капля из освященного прошлым годом сосуда, и так продолжается с самых апостольских времён. То есть каждый, помазанный освященным миром после крещения человек, помазывается тем же веществом, что и во времена апостольские. Так видимым образом выражается единство Церкви «на молекулярном уровне».

Троицкая Вселенской родительская суббота в Православной Церкви

Успение человека, разлучение души от тела не означает для христиан прекращение жизни, в том числе молитвенно-литургической, единожды данной в благодати Крещения и Миропомазания. Эта вера выражается в краткой формуле: «У Бога все живы!».

Богослужение в Троицкую субботу

Богослужение Вселенской родительской субботы в канун праздника Пятидесятницы знаменует собой единение живых и отошедших ко Господу членов Церкви, её полноту, которая будет явлена при ожидаемом в конце времён всеобщем воскресении. Традиция Церкви праздновать память мучеников, претерпевших страдания и смерть за исповедание веры, постепенно перешла в поминовение «всех верных, от века скончавшихся».

Прославленным Церковью святым посвящены церковные молебные службы. Троицкая же родительская суббота, как и иные Вселенские дни поминовения усопших, имеет особый чин служения Вселенской панихиды о всех от века скончавшихся православных христианах.

Накануне в пятницу священник читает семнадцатую кафизму Псалтири с поминовением всех «заупокойных синодиков», а также многочисленных поданных прихожанами записок о упокоении.

Особое значение Троицкой Вселенской родительской субботы состоит в том, что на панихиде поминаются все усопшие христиане, независимо от того, какова была причина их смерти. Ещё в относительно недавнее время в дореволюционной России противоестественной считалась не только насильственная кончина, самоубийство или смерть от неумеренного употребления спиртного (о наркотиках тогда мало кто слышал).

Молясь словами: «Да не похитит меня наглая смерть, неготового!» – христиане выражали надежду о мирном и непостыдном отшествии в иной мир после совершения Таинства Исповеди (Покаяния) и Причастия. Сугубую помощь в этом искали, молясь святой великомученице Варваре. Смерть близкого родственника без покаяния была в то время большой редкостью и сильным потрясением для живых. Достаточно упомянуть известнейший случай, когда после таковой кончины своего мужа Андрея Феодоровича блаженная Ксения приняла на себя сорокапятилетний подвиг юродства, нарочито называя себя при этом именем скончавшегося супруга.

Поминовение усопших в Троицкую субботу

В Троицкую субботу Церковь изначально поминала тех, кто умер не «от единой старости», а скончался в дороге, будучи безвестным для окружающих странником, утонул (часто личность утопших не могла быть опознана), замёрз в сильный мороз, а равно и самоубийц. К числу последних Церковь в наше время относит умерших от употребления наркотиков, неумеренного количества алкоголя. Мы не знаем наверняка, насколько достойно, в согласии с заповедями, прожил земную жизнь тот или иной человек.

Часто в храмах чрезмерно ревностные и строгие служители, принимая записки с перечислением имён, придирчиво интересуются, посещал ли упомянутый в списке человек храм, как часто исповедовался. В Троицкую родительскую субботу уместным, согласно церковному уставу, будет только один вопрос: крещен ли умерший (за некрёщеных разрешается исключительно домашняя молитва мученику Уару).

Придти в храм и заказать поминовение по всем усопшим родственникам в этот день (накануне вечернего богослужения в пятницу) – великое благодеяние, так как именно в Троицкую субботу молитва за всех без исключения православных христиан благословлена согласно церковному уставу.

Троицкая родительская суббота в ряду особых дней поминовения, установленных Церковью. Есть и иные особые дни, посвящённые памяти усопших. Таковы, например, Вселенские родительские субботы Великого Поста (со 2-й по 4-ю недели) с сугубым молением, сопровождаемым чтением 17-й кафизмы. Установлены они по той причине, что в предшествующие будние дни не совершается заупокойного поминовения на Литургии.

Вселенская панихида «Пасхи мертвых» - Радоницы , приходится не на канун субботы, а на канун вторника по окончании Пасхальной седмицы. Кстати, именно в Радоницу, а не в Троицкую родительскую субботу принято приводить в порядок после зимы могилы близких родственников.

От Покрова же до Пасхи кладбище посещают лишь для захоронения умерших, не тревожа могил ранее погребенных. Осенью пред днём памяти великомученика Димитрия Солунского, славянина родом, издавна почитавшегося небесным покровителем русского воинства, совершается служба

«Троицкие родители» почитались во многих местах нашего Отечества главным днём, посвященным памяти умерших. Старообрядцы Забайкалья служили в этот день по домам особую «всенощную». Принято было, по образцу предшествовавшего Великому Посту Прощённого Воскресенья, испрашивать прощения, но не у всех, а только у самых старых и самых маленьких членов семьи. Тогда же жители Забайкалья «делали чертежи», ошкуривая в лесу деревья по границам будущей пашни. Считалось, что отмеченный участок будет находиться под особой защитой усопших предков.

В Полесье праздник «Деды» справляли два дня, пятницу посвящали Деду-Семику с готовкой постного ужина, а субботу – Бабе-Семичихе, со скоромной обильной трапезой. Заплетённые ветвями в огромные «венки» несколько берёз девушки обходили хороводом, касаясь веток покрытыми платками ладонями. При этом одна, ряженая Дедом, обходила круг с крестом, а другая, снаряжённая Бабой – с серьгой.

Соединённые с церковно празднуемой Троицкой Вселенской родительской субботой добрые, хотя и суеверные традиции славянского летнего Семика незаслуженно уступают близким по смыслу, но не по духу осенним празднованиям «Дня Всех Святых» и Хеллоуина. Именно первые два дня ноября считаются на Западе главными праздниками поминовения усопших. Благочестивая традиция воспоминания «всех верных», положенная монахами-бенедиктинцами в 996 году и повсеместно распространённая среди римо-католиков с XIII века, была воспринята и западными славянами. Однако, будучи «творчески переработанной», главным образом в Новом Свете, в оккультный праздник Хеллоуина, эта традиция содержательно и внешне всё более совпадала с весенним шабашем ведьм на Лысой горе, относящимся к кануну 1 мая.

Поддерживать ли пришедшую в Россию из-за океана моду на некрофильский сатанизм, свойственный Хеллоуину, или возрождать церковные и народные традиции Троицкой родительской субботы, воспринятые христианским праздником и параллельно существующие обрядовые установления славянского Семика – решать только нам. Есть мнение, что домашнее, будь то выращенные в поле и огороде продукты или хранимые народом на протяжении веков крупицы отечественной культуры, всегда полезнее, чем привозное.

09.07.2014

Троицкая родительская суббота - это один из двух главных поминальных дней в году. На Троицкую субботу проходит Вселенская панихида (второй раз в году ее служат в Мясопустную субботу накануне Масленицы), во время которой поминают всех умерших православных независимо от обстоятельств их смерти. Перед началом службы записку с именами усопших родственников можно оставить для поминовения на алтаре.

Троицкая суббота относится к апостольским праздникам. Святой Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы сказал иудеям о Спасителе: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». После посещения службы в церкви нужно поехать на кладбище. Считается, что умершие молятся за живых в то же время, когда живые молятся за них. В некоторых областях в этот день проводился ритуал «опахивания могил»: могилы обметали березовыми ветками, вениками или троицкими цветами.

В Псковской губернии крестьяне считали, что таким образом «открывают родителям глаза», а в Новгородской это делали для того, чтобы «попарить родителей» и порадовать их души. Перед уходом с кладбища могилы «запахивают», а на холмике оставляют ветки, венки и цветы. Даже если вы не были в церкви, за усопших можно молиться и у себя дома. На Троицкую субботу в храме во время службы читается 17 кафизма, а после службы вечером ее можно читать дома.

Издавна принято устраивать на кладбище ритуальную трапезу. Готовили кутью, блины, красили яйца. Умершего приглашали к столу словами «Выходи и угощайся» или «Приди (имя) и поешь». Нередко поминовение заканчивалось веселым гулянием. Другой традицией в древнерусские времена было топить баню для усопших. После того, как в ней парилась вся семья, в бане оставляли веник и воду «для родителей».

В Украине на Троицкую (Клечальную) субботу на ночь вносили в дом срубленную осину, а утром смотрели на цвет листьев. Если листья, даже завянув, сохраняли зеленый цвет, все члены семьи доживут до следующей Троицкой субботы, а если почернели, то кто-то в доме умрет. В Карпатах существует обычай в Клечальную субботу просить прощения у старших и младших членов семьи. В Белоруссии святили травы и обкуривали дома и скотину, чтобы та не боялась грозы.

Важным обычаем является раздача милостыни для поминовения ушедших в мир иной. В Калужской губернии среди зажиточных крестьян долгое время существовал старинный обычай в Троицкую субботу резать барана или поросенка и кормить бедных. Необычная традиция «делать чертежи» бытовала на Забайкалье. Крестьянин выбирал в лесу участок под будущую пашню и отмечал его, ошкурив кору деревьев. Таким образом, «зачерченный» в этот день лес переходил под защиту предков.

На какое число выпадает Троицкая вселенская родительская суббота в 2019 году? Какова история и предпосылки этого события? Читайте об этом в статье!

Троицкая вселенская родительская суббота в 2019 году – 15 июня

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта родительская суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной родительской субботы сказано, что “Божественные отцы прияли ее от священных апостолов”, так можно сказать и о происхождении Троицкой субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: “Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне”.

В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая Церковь, как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День Пятидесятницы возносит о них молитвы Господу. В одной из этих молитв говорится: “Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне”.