Когда эти, казалось бы, простые и известные факты складываются в одну целую картину, то становится предельно очевидным и ясным, что Библия далеко не просто уникальна, а очень и очень сверхъестественна. Эти факты впечатляют даже неверующих людей и закоренелых атеистов, не говоря уже о христианах. Опубликовано на веб-портале

Соедините все эти факты в одну целую картину и это навсегда изменит ваше отношение к Библии. Божественная книга, аналогов которой не существует!

1. Библия - уникально точная книга.

Точность и достоверность копий Библии - это то, что чаще всего подвергалось критике со стороны скептиков. Наиболее древний свиток с текстом Ветхого Завета, известный к середине ХХ века, датировался 9 в н. э. Скептики резонно утверждали: «Канон библейских книг Ветхого Завета, был сформирован в 3 веке до н. э., а копии датируются - 9-м веком н. э. Поэтому, - утверждали они, - за 1200 лет в тексте могло появиться множество искажений, которые внесли переписчики. Вследствие этого, - утверждали они, - если Библию и писали Божьи пророки, то существующие на сегодняшний день копии свитков Библии, - это уже не совсем истинное Писание пророков.

И вот, запомните эту дату - 1947 год, Кумранские пещеры. Бедуинский пастушок Мухаммед Эд-Дзиб в поисках потерянной козы, обнаружил пещеры. В них были обнаружены свитки почти всех книг Священного Писания, которые были датированы 1 веком до н. э. Ученых это очень заинтересовало: они хотели сравнить этот свиток с теми, которые датировались 9 веком нашей эры. Хотелось сопоставить - сколько же все-таки ошибок накопилось в рукописях Библии за 1000 лет?

Через некоторое время были опубликованы впечатляющие результаты скрупулезных исследований: за тысячу лет Библия не претерпела никаких серьезных изменений, которые бы влияли на ее содержание. Скептики были чрезвычайно удивлены, как могли произведения Шекспира за 200 лет испытать немало серьезных разночтений, а Библия за 1000 лет - нет?

2. Библия - уникально целостная книга.

Давайте выберем в одном городе 10 известных врачей и соберем их, чтобы установить диагноз тяжело больному и назначить правильное лечение. Как вы считаете, они придут к общему согласию? Вряд ли. Или возьмем 20 знаменитых ученых и попросим их написать свое видение на одну из тем, о которых сейчас спорят. Они договорятся? Шутят, что там, где 20 ученых, будет 22 точки зрения, и каждый будет иметь весомые аргументы для обоснования своей позиции.

Посмотрите же на Библию! Ее писали не 10, а 40 писателей, она писалась не одним, а 60-ю поколениями, на протяжении почти 1600 лет. Библия писалась людьми не одного социального слоя, а разных: среди авторов были и пастухи, и премьер-министры, там есть и рыбаки, есть и генералы, и военачальники. Сто́ит заметить, что в Священном Писании обсуждаются не одна, а сотни спорных тем.Многие авторы Библии не были даже знакомы между собой, потому что жили в разные периоды истории. Но посмотрите, какое поразительное единство главной темы, а также учения, и без земного главного редактора!

Это приводит нас только к одному выводу: что на самом деле, во главе над всеми земными авторами действительно был Один главный Небесный Автор.

3. Библия уникально соответствует науке.

А если быть более точными, то, в итоге, наука приходит к соответствию с Библией.

В Библии записаны факты, которые на тысячи лет опередили научные открытия. Например, в книге Бытие 1:12 говорится о происхождении видов - и только в прошлом веке были открыты хромосомы и генетический код, благодаря чему, такая наука как генетика категорически отвергает возможность перехода из вида в вид, что, как мы отмечали ранее, ставит «крест» на научности теории эволюции.

Например, современники Иова считали, что Земля держится на слонах, китах, или на огромных черепахах. Но Бог открыл праведнику Иову следующее, что Он «повесил землю ни на чем» (Иов. 26:7). Только в 17 веке Исааком Ньютоном были открыты законы гравитации.

Древние ученые считали Землю квадратной, другие - треугольной, третьи - плоской. Но 2500 лет назад в библейской книге пророка Исаии утверждается, что Бог «есть Тот, Который восседает над кругом земли» (Ис. 40:22). И только в 16 веке испанский мореплаватель Фернан Магеллан своим всемирным путешествием доказал, что Земля действительно круглая. И, наконец, еще один факт. В книге Иова 28:25, за 3,5 тысячи лет до наших дней, утверждается, что воздух имеет вес, который был открыт в 17 веке итальянским физиком Э. Торричелли.

Поэтому, следует признать верность выводов Исаака Ньютона, который заявляет: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история».

4. Библия имеет уникальный общий тираж.

В то время, когда многие книги становятся ненужным хламом, год за годом, десятилетие за десятилетием, столетие за столетием, - одна Книга продолжает свое победное шествие.

По данным Библейских обществ, ежедневный тираж Библии (на 2012 год) составлял около 33 000 экземпляров, то есть в среднем каждые 2 секунды в мире печатается 5 экземпляров Священного Писания.

Я не отрицаю, что в определенный период тираж какой-то книги был больше, чем Библии, но если взять общую статистику, то какая другая книга может похвастаться выпуском, за полтора века, по разным данным от 6 до 8 млрд. экземпляров? Я уверен, что ни одна книга не может даже приблизительно претендовать на такой тираж, как Священное Писание.

5. Библия - уникально популярная книга.

Просмотрите историю, найдете ли вы аналогичную книгу, которую так безжалостно критиковали в течение длительного времени? Придирались к каждой строке, слову и фразе.

Ни одна другая книга не смогла бы выдержать такого напора критицизма и навсегда потеряла бы свой авторитет. Но тысячи молотов, которые ударялись об эту наковальню, разбились и забыты, она же чудом продолжает нерушимо стоять как непреложный авторитет для веры и жизни миллионов христиан. До сих пор короли, папы, множество президентов разных стран, давая клятву верности, кладут руку на Библию, что говорит о ее священном и общепризнанном авторитете. Хотя, следует признать, что те, кто присягают на Библии, часто, к сожалению, не знают ее содержания.

Однажды французский атеист Вольтер сказал: «Я довольно долго слушал, что 12 человек основали новую религию, но имею удовольствие доказать, что достаточно одного, чтобы искоренить религию навсегда». Известно, что разрушать легче, чем строить. Но кто-то сказал: «Если вы хотите основать новую религию, дайте себя безвинно распять и на третий день поднимитесь из могилы».Выглядит как насмешка судьбы, что на месте этой дерзкой речи Вольтера, где пророчилась смерть христианства и Библии, сейчас находится Женевское Библейское Общество, откуда сотни тысяч экземпляров Библии распространяются по всему миру.

6. Библия имеет уникальное количество переводов.

Переводы говорят об универсальности книги.

По состоянию на сентябрь 2012 года, Библия переведена на 2798 языков и диалектов. Продолжаются переводы еще на 2075 языков народов, на которых общаются даже не тысячи, а сотни людей!

Даже слепые могут читать Святую Книгу шрифтом Брайля на 84 языках, а для неграмотных и занятых людей выпускаются аудио-версии Библии. По данным Библейских обществ, 97% населения земного шара имеет Библию, или ее части, на родном языке.

7. Библия - книга для всестороннего развития.

В своем большинстве книги крайне узкоспециализированы. Многие из них развивают только разум, но не личность в целом. Некоторые не понимают, или не желают признать, что степень учености не зависит только от ученой степени. Существует ли какая-то книга, которая способствовала бы развитию целостной личности, гармонично развивая внутренний мир человека?

Библия является редкой исключительной книгой для всестороннего развития.

О книге, которая развивает человека всесторонне, писал в своих воспоминаниях известный Даниил Вебстер: «Если есть что-нибудь достойное уважения в моих мыслях и стиле, я обязан своим родителям, которые с раннего детства привили мне любовь к Священному Писанию». А Иоганн Гёте добавляет: «Библия есть основа всякого образования и развития».

8. Уникальное осуществление библейских пророчеств.

Считается, что в Священном Писании существует более 1000 пророчеств: около 800 - в Ветхом Завете и более 200 - в Новом. Но концентрировать внимание нужно не на количестве пророчеств, а на точности их исполнения. Например, существуют 332 пророчества Ветхого Завета, которые исполнились при Первом пришествии Христа. И это не расплывчатые предсказания, а четкое и точное исполнение тех или иных пророческих событий, которые мы рассмотрим в следующих темах.

Фантастическими выглядят успехи Библии на фоне даже самых успешных современных провидцев и прорицателей. Безусловные пророчества Библии сбываются на все 100%, причем со всеми описанными деталями.

Сбылось 98% библейских пророчеств прошлого и настоящего, остались только пророчества, касающиеся Второго пришествия Христа.

Подсчитано, что Священное Писание содержит множество сбывшихся пророчеств, касающихся древних и современных государств: Вавилона, Рима, Греции, Ассирии, Турции, Египта, США. В частности, таких известных городов, как Дамаск, Иерусалим, Тир и Сидон. А также отдельных личностей: Александра Македонского, Кира, Навуходоносора. Точное исполнение библейских пророчеств подтверждает нам очень важную мысль: Бог является неизменным и придерживается Своего Слова. Если Он исполнил всё относительно прошлого, то можем ли мы сомневаться в Его словах, касающиеся будущего Второго пришествия? Нет - Он верен Своим словам!

9. Библия обладает уникальной «живучестью».

Императоры, короли и немало религиозных деятелей на протяжении веков делали все возможное, чтобы Библия была стерта с лица Земли. Навсегда!

Глядя на ненависть и злобу к Библии тех, кого она упрекала за их греховную жизнь - достойный удивления факт, что Библия сохранилась и дошла до нас! Только особая Божья защита в страшные времена и особое вмешательство Господне позволили выжить Святой Книге среди горящих костров.

Если вы знакомы с историей христианской Церкви, то достаточно вспомнить страшные гонения Диоклетиана в начале 4-го века, когда, казалось, христианство и Библия перестанут существовать. Ни одну священную книгу не сжигали в таких масштабах, не объявляли столько раз вне закона. Это лишнее доказательство того, что враг человечества, который стоял за всем этим, прекрасно знает, которая из всех священных книг есть Божье Слово.

10. Уникальная сила Библии.

Известный ученый и врач Николай Иванович Пирогов признался: «Мне нужен был отвлечённый, недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда ещё не читывал, а мне уже было 38 лет от роду, - я нашёл для себя этот идеал. Я стал искренне верующим, не потеряв своих приобретенных разумом и опытом научных убеждений».

Действительно, Евангелие ведет к новым высотам, но оно имеет еще одну черту. Евангелие - это не просто указатель, а сила и способность от Бога для следования христианским путем, а также Его чудо для изменения не просто внешнего поведения, а сердца и состояния мыслей. Это отмечал один из самых известных русских мыслителей 19 века Федор Михайлович Достоевский: «Господи! Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с него человеку! … Люблю книгу сию!».

Свидетели этому - миллионы преступников, наркоманов, зависимых от алкоголя, блудников, ставших возрожденными и порядочными людьми.

Разве не сверхъестественная книга?! В которой и на которой так явно выражены Божье вмешательство, Божье благоволение, Его защита. Многие люди считают, что Бог находится слишком далеко от них. Но если только задуматься о том, насколько сверхъестественна и пропитана Богом Библия, то можем с полной уверенностью сказать, что Бог находится от нас на расстоянии вытянутой руки, в Своей книге - Библии.

Из работ Игоря Корещука, доктора теологии

Откуда взялась Библия?

Слово «Библия» в переводе с древнегреческого означает «книги» (ср. слово «библиотека»), так что это не одна книга, а целое собрание книг. Их написали люди, как верят христиане, вдохновленные Святым Духом. А затем другие люди сохраняли и переписывали эти книги, потому что никакой оригинал не вечен, и определяли, какие из книг войдут в состав Священного Писания.

Библейские авторы жили в разных странах в разные времена и говорили на разных языках – древнееврейском и арамейском (Ветхий Завет) и древнегреческом (Новый Завет). Но дело не только в языке в строго лингвистическом смысле этого слова, язык культуры бывает не менее важен. Если бы Библия возникла в Японии, на ее страницах мы бы встретили цветущую сакуру и самурайские мечи, а если бы в Австралии – то бумеранги и кенгуру.

Назвали Библию Библией тоже люди. Книга может стать Священным Писанием только в общине верующих, которые признают ее авторитет, определяют ее канон (точный состав), истолковывают и, наконец, сохраняют ее. Христиане верят, что все это происходило под воздействием того же Святого Духа, Который побуждал писать авторов библейских книг. Точно так же Дух необходим нам и сегодня для верного понимания написанного. Но Дух не отменяет человеческой индивидуальности и свободы – скорее наоборот, он позволяет ей раскрыться в полноте. И значит, евангелист Марк писал совсем не так, как Иоанн, пророк Исайя – не так, как пророк Иеремия. Чтобы понять сказанное ими, нужно учитывать и личные особенности каждого из них, и то, что их объединяет.

В те времена не было ни печатного станка, ни Интернета и книги переписывались от руки, обычно на очень недолговечном материале – папирусе. Трудно поверить, но даже во времена апостолов не существовало таких привычных сегодня деталей книги, как оглавление, примечания, пунктуация или хотя бы пробелы между словами. Евреи, правда, делали пробелы между словами, зато они не обозначали на письме большинство гласных. Знаменитая фраза «казнить нельзя помиловать» – мелкое затруднение по сравнению с теми вопросами, которые могут возникать при толковании библейского текста.

Поэтому библейские рукописи далеко не одинаковы – собственно, всякий, кто когда-нибудь переписывал конспекты, знает, что в мире вообще не существует двух совершенно одинаковых рукописей. Оригиналы до нас не дошли, а в копии с копий неизбежно вкрадывались искажения и разночтения, а порой значение старых слов забывалось, и потом заботливый переписчик, стремясь исправить несуразности или неточности лежащего перед ним текста, уводил его еще дальше от оригинала.

Но тогда, может быть, вообще не существует никакой единой Библии, а есть только множество рукописей, в чем-то сходных, а в чем-то и отличающихся друг от друга? Так, пожалуй, и получилось бы в конце концов, если бы не было общины верующих, которые считают это собрание книг своим Священным Писанием, бережно передают его из поколения в поколение, занимаются его толкованием и изучением. То есть Библия – это прежде всего книга, рожденная в Церкви, хотя прочесть и постараться понять ее может каждый, вне зависимости от своих убеждений и вероисповедания.

Среди тысяч дошедших до нас библейских рукописей нет двух совершенно одинаковых, но можно только удивляться, что нет и таких, в которых мы нашли бы какие-то принципиально другие учения – например, что небо и землю сотворил не Единый Бог или что этот Бог разрешил убивать, красть и лжесвидетельствовать. Хотя греческая версия книги Есфирь на треть длиннее еврейской и в этой полной версии мы видим много дополнительных деталей, но это совершенно та же история.

Так что же это такое – Библия?

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

10. Откуда исходил свет в первые три дня творения, если Библия повествует, что светила созданы только в четвертый день? Как могли быть в течение первых трех дней «вечер и утро»? Господь Творец Своим присутствием освещал Землю. Свет исходил также от престола Божьего. На

Из книги Христос - наш Первосвященник автора Уайт Елена

Библия и только Библия Вильям Миллер обладал огромным интеллектом, развитым благодаря его усердным занятиям и размышлениям, а слившись с Источником Мудрости, он был наделен еще и небесной мудростью. Он был безупречно честным человеком, вполне заслуживающим уважения и

Из книги Сборник автора Чистяков Георгий Петрович

Откуда эта злоба? Православная религиозность сегодня включает в себя в качестве какого-то почти неотъемлемого компонента борьбу против католиков и протестантов, разоблачение их как врагов нашей веры и России, а также полное неприятие экуменизма и вообще какой бы то ни

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

11. Кто написал Библию? Откуда она взялась? Вопрос:Кто написал Библию? Откуда она взялась?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Библия состоит из священных книг Ветхого и Нового Завета. Написаны эти тексты богодухновенными писателями по

Из книги Индейцы Северной Америки [Быт, религия, культура] автора Уайт Джон Мэнчип

Откуда они пришли Каково происхождение американских индейцев и как их предки попали на американский континент? Ответ на эти вопросы очень важен для понимания жизни американских индейцев в период культурного расцвета их цивилизации.Для того чтобы понять сегодняшнее

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

А. Библия и только Библия Фундаментальный принцип, который Писание выдвигает в отношении самого себя, заключается в том, что только Библия (sola scriptura) является конечной нормой истины. Классический текст, в котором отражена эта базовая предпосылка, - Ис. 8:20: «Обращайтесь к

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Кто написал Библию? Откуда она взялась? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряБиблия состоит из священных книг Ветхого и Нового Завета. Написаны эти тексты богодухновенными писателями по внушению Святого Духа. В них содержатся Божественные

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ОТКУДА? Рассказывают.Одному ученику Гаона* из Вильны каждую ночь во сне являлся умерший отец и просил его оставить его веру и стать христианином. Поскольку Вильна была далеко от того места, где он жил, а Межрич близко, ученик Гаона решил обратиться за советом и помощью

Из книги «Кто родился в Рождество» автора Любимова Елена

Из книги Таинство Жизни автора (Мамонтов) Архимандрит Виктор

ОТКУДА ЗЛО? Один из наиболее сущностных вопросов, встающих перед человеком, когда он начинает осмыслять свое бытие в мире, свою жизнь - это соприкосновение со злом.Встречаясь со злом, человек задается двумя вопросами: откуда зло в мире, и как относиться ко злу?Очень часто

Из книги На путях к Богу живому автора Чистяков Георгий

Откуда эта злоба? Православная религиозность сегодня включает в себя в качестве какого?то почти неотъемлемого компонента борьбу против католиков и протестантов, разоблачение их как врагов нашей веры и России, а также полное неприятие экуменизма и вообще какой бы то ни

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

25. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? 26. Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? 27. Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Слова

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

14. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. На возражение фарисеев Христос отвечает, во-первых, что Он может свидетельствовать о Самом Себе, как

Из книги Бог. Религия. Священники. Верующие и атеисты автора Дулуман Евграф Каленьевич

Откуда ты пришел? Приход созерцания 1 Когда Хуэйнэн впервые повстречался с Пятым патриархом Чань Хунжэнем, тот спросил его: - Ты откуда пришел? - Из Линнани, - ответил тот. - Аиннань - варварское место на юге. А среди варваров нет Будды! - воскликнул Хунжэнь. - Неужели

Из книги Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны автора Игумен N.

11. Откуда "Иисус"? Откуда "Христос"? ВступлениеВ истории и содержании христианства имена "Иисус" и "Христос" имеют намного большее значение, чем это осознают верующие, богословы и учёные. По нашему частному мнению, всестороннее изучение, освещение и понимание этих имён

Из книги автора

ОТКУДА «СПОСОБНОСТИ»? Тех людей (их относительно немного), кого демоны считают способными служить целям оболь­щения и уловления других человеческих душ, они «наделяют» такими сверхъестественными способностями, как ясновидение, телепатия, гипноз, леви­та­ция,

Не все люди могут ответить на вопрос: что такое Библия, хотя это самая известная и распространенная книга на планете. Для одних это духовный ориентир, для других — история, описывающая несколько тысяч лет существования и развития человечества.

В данной статье приведены ответы на часто задаваемые вопросы: кто придумал Святое Писание, сколько книг в Библии, сколько ей лет, откуда оно взялось, а в конце будут дана ссылка на сам текст.

Что такое Библия

Библия – это собрание сочинений, составленных разными авторами. Написано Священное Писание в разных литературных стилях, и толкование исходит из этих стилей. Цель Библии — донести слова Господа до людей.

Основными темами являются:

  • сотворение мира и человека;
  • грехопадение и изгнание людей из рая;
  • жизнь и вера древних еврейских народов;
  • пришествие Мессии на землю;
  • жизнь и страдание Сына Божьего Иисуса Христа.

Кто написал Библию

Слово Божие написано разными людьми и в разное время. Его созданием занимались святые люди, приближенные к Богу — апостолы и пророки.

Через их руки и умы Святой Дух доносил до людей истину и правду Божию.

Сколько книг в Библии

В состав Святого Писания русской Православной Церкви входят 77 книг. Ветхий завет основан на 39 канонических сочинениях и 11 неканонических.

Слово Божие, написанное после Рождества Христова, содержит 27 священных книг.

На каком языке написана Библия

Первые главы писались на языке древних евреев – иврите. Тексты, составленные в период жизни Иисуса Христа, были написаны на арамейском языке.

Последующие несколько столетий Слово Божие писали на греческом языке. Переводом на греческий с арамейского занимались семьдесят толковников. Служители Православной Церкви пользуются текстами переведенными толковниками.

Первое славянское Святое Писание было переведено с греческого языка и является первой появившейся книгой на Руси. Перевод священных собраний был доверен братьям Кириллу и Мефодию.

При правлении Александра I Библейские тексты были переведены со славянского языка на русский. Тогда и появился Синодальный перевод, который пользуется популярностью и в современной Русской Церкви.

Почему это Священная книга христиан

Библия – это не просто священная книга. Это рукописный источник духовности человека. Со страниц Писания люди черпают мудрость, посланную Богом. Слово Божие является путеводителем для христиан в их мирской жизни.

Через Библейские тексты Господь общается с людьми. Помогает найти ответы на самые трудные вопросы. Книги Священного писания раскрывают смысл бытия, тайны происхождения мира и определение места человека в этом мире.

Читая Слово Божие, человек познает себя и свои поступки. Становится ближе к Богу.

Евангелие и Библия — в чем разница

Священное Писание – это собрание книг, разделенных на Ветхий и Новый Завет. В Ветхом Завете описывается время от момента сотворения мира и до пришествия Иисуса Христа.

Евангелие – это часть, составляющая Библейские тексты. Входит в новозаветную часть Писания. В Евангелии описание начинается от рождения Спасителя до Откровения, которое он дал Своим Апостолам.

Евангелие состоит из нескольких трудов, написанных разными авторами, и рассказывает историю жизни Иисуса Христа и Его деяния.

Из каких частей состоит Библия

Библейские тексты разделены на каноническую и неканоническую части. К неканоническим относят появившиеся после создания Нового Завета.

В структуру канонической части Писания входят:

  • законодательные: Бытие, Исход, Второзаконие, Числа и Левит;
  • исторического содержания: те, в которых описываются события святой истории;
  • поэтического содержания: Псалтырь, Притчи, Песни Песней, Екклезиаст, Иов;
  • пророческие: писания великих пророков и малых.

Неканонические тексты также разделяют на пророческие, исторические, поэтические и законодательные.

Православная Библия на русском языке — текст Ветхого и Нового завета

Чтение Библейских текстов начинается с желания познать Божие Слово. Священнослужители советуют мирянам начинать читать со страниц Нового Завета. Прочитав новозаветные книги, человек сможет понять суть событий, описанных в Ветхом Завете.

Чтобы понять смысл написанного, нужно иметь под рукой труды, дающие расшифровку Священного Писания. Ответить на возникшие вопросы может опытный священник или духовник.

Слово Божие может дать ответы на многие вопросы. Изучение Библейских текстов важная часть жизни каждого христианина. Через них люди познают благодать Господню, становятся лучше и духовно приближаются к Богу.

Как была записана Библия

Древнейшим писчим материалом был камень, а инструментом для письма - резец. Первое упоминание письменности в Библии связано с рассказом о Десяти Заповедях, высеченных на камне.

Дощечки для письма изготавливались из дерева или слоновой кости и покрывались слоем воска. Ими пользовались ассирийцы, греки и римляне. Иногда две дощечки соединяли с помощью петель. Орудием письма служила заостренная палочка.

Вавилоняне для письма использовали глиняные тонкие прямоугольные пластины. Слова оттискивали на поверхности мягкой глины трехгранным стилом, а затем табличку высушивали на солнце. Археологи нашли целые «библиотеки» таких глиняных табличек. Нередко использовали обломки битой посуды, «черепки», на которых делали заметки для памяти, составляли счета и даже списки нужных покупок. Чернила приготавливали из сажи, разведенной в растительном масле или камеди.

Еще до эпохи строительства пирамид египтяне научились изготавливать папирус из сердцевины нильского тростника, росшего в болотистых местах. Влажные толстые стебли укладывали рядами, один поверх другого, и били колотушкой, пока не получался тонкий лист. Затем лист высушивали, и на нем можно было писать. Папирус был дорог, но его научились использовать не один раз, смывая или соскребая прежние записи. Писали египтяне тростниковыми кисточками, а чернила получали из сока растений, настоянного на некоторых видах насекомых.

Кожи овец, коз, телят и антилоп сушили, скоблили и очищали, а потом растягивали и били колотушкой, чтобы получить гладкую ровную поверхность для письма. Так изготавливался материал, называемый пергаментом. Орудия для письма делали из тростника, заостряя и расщепляя один конец тростниковой палочки.

Языки Библии

Алфавит

Около 1500 г. до Р.Х. в Ханаане кому то пришла в голову замечательная идея придумать символ - букву - для каждого звука в языке. Потребовалось всего примерно 25 букв. Теперь не надо было заучивать сотни различных значков для передачи сотен разных слов. Любое слово можно было записать, просто вслушавшись в его звуки и подобрав соответствующие буквы. Эту блестящую идею быстро переняли носители других языков.

Древнееврейский язык

Большая часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке. В еврейском алфавите 22 буквы для согласных звуков (гласные читатель должен был подставлять сам).Текст читается справа налево, поэтому книга перелистывается слева направо и начало оказывается там, где мы привыкли видеть последнюю страницу.

Арамейский язык

Арамейский язык был широко распространен в Персидской монархии - ведущей державе Ближнего и Среднего Востока в течение двухсот лет (начиная примерно с 550 г. до Р.Х.). Арамейский стал языком торговцев во всем этом регионе. По-арамейски были написаны некоторые части ветхозаветных книг Даниила, Ездры и Иеремии.
Однако древнееврейский оставался языком молитвы и богослужения. Образованные люди всё еще понимали древнееврейский, хотя, когда в синагогах читалась вслух еврейская Библия, нередко переводчик пояснял смысл по-арамейски. Сохранились рукописи частей Ветхого Завета, написанные по-арамейски; их называют “таргумы”.

Греческий язык

В 331 г.до Р.Х. Александр Великий завоевал Персию. Он правил почти всем известным древним миром, и “обиходный” греческий стал языком, который понимало большинство. Последователи Иисуса хотели, чтобы весь мир услышал Благую Весть; поэтому с арамейского, на котором говорил Иисус, переводили на греческий. Лишь в немногих местах сохранились первоначальные арамейские слова (например, слово “авва”, означающее “отец ”). Обращаясь к дочери Иаира, Иисус сказал: “Талифа куми”, - так звучала арамейская фраза, произнесенная Им. Авторы Евангелия дали нам и греческий перевод: “девица, тебе говорю, встань” (Мк 5:41). В греческом алфавите 24 буквы, в него впервые были включены буквы для гласных звуков. Писали по-гречески слева направо. В Откровении Иоанна Богослова (Откр 1:8) Бог говорит: “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец...” (альфа и омега - первая и последняя буквы греческого алфавита).

Кто написал Библию


Современная Библия обычно представляет собой очень толстую книгу, в которой более тысячи страниц. Различные части Библии были написаны разными людьми в течение долгого периода времени, вероятно, до 1500 – 2000 лет. Только позднее эти многочисленные части были собраны в одну книгу. Известные истории с древними еврейскими персонажами - Моисей и Десять Заповедей, Иосиф и его разноцветная одежда, Давид и Голиаф - случились около 3500 лет назад и были записаны приблизительно в то же время.

Устная традиция

Первые рассказы в Библии восходят к доисторическим временам, задолго до того, как была изобретена письменность.
Они передавались точно так, как в наши дни передаются детские игровые песенки, - путем постоянного повторения.
Такую передачу рассказов называют устной традицией. По вечерам у костров, во время богослужений, за работой и на войне люди пели песни и рассказывали истории, которые они узнали в детстве. К этим рассказам относились с величайшим почтением, так как речь в них шла о Боге. Важным было каждое слово, и повторять его нужно было правильно.

Книжная традиция

Ученые не могут точно сказать, когда появились книги Ветхого Завета: запись их продолжалась несколько столетий. К III в. до Р. Х. иудеи признали некоторые из своих книг “священными”, написанными по прямому внушению Бога. Они были формально признаны таковыми Собором в Явне (Ямнии) в 90 г.по Р. Х. и стали книгами Ветхого Завета, каким мы знаем его теперь; правда, располагаем мы их в несколько ином порядке.

Новый Завет

Иисус из Назарета родилcя много позднее написания ветхозаветных книг, ровно две тысячи лет назад. Но рассказы о нем сначала тоже передавались изустно. Матфей, Марк, Лука и Иоанн написали четыре Евангелия, основываясь на свидетельствах о жизни Иисуса, оставленных очевидцами. Все рассказы о рождении Иисуса в Вифлееме, о Его жизни и совершенных Им чудесах, которые мы узнаем из Евангелий, были записаны до 100 г. по Р. Х. Книги Матфея, Марка и Луки обычно называют синоптическими Евангелиями; по видимому, они основываются на одних и тех же устных преданиях о жизни Иисуса и Его учении.

Апостол Павел и другие авторитетные наставники писали послания, в которых объясняли верующим положения веры и учили их христианскому поведению. Первые из этих посланий появились около 50 г. по Р. Х., еще до написания Евангелий. Когда апостолы и христиане первого поколения начали умирать, более молодые верующие постарались собрать воедино подлинные писания, наиболее точно рассказывающие об Иисусе и Его учении. Примерно к 100 г. по Р. Х. Церковь признала богодухновенными большую часть писаний, известных нам как Новый Завет, а примерно к 200 г. получил признание тот канон Нового Завета из 27 книг, который мы знаем сегодня.

Свитки Мёртвого моряВ 1947 г.бедуин пастушок, присматривавший за стадом овец в пустынной холмистой местности к западу от Мертвого моря, заметил на одном из отвесных обрывов вход в пещеру. Он бросил туда камень и вдруг услышал звук бьющейся глиняной посуды. Заинтересовавшись этим, он забрался в пещеру и нашел там много глиняных сосудов. Продолжая свои изыскания, он обнаружил внутри сосудов свитки пергамента, покрытые древними еврейскими письменами. Его находка ни у кого не вызвала интереса, но когда эти свитки увидели археологи, начался настоящий ажиотаж. Со временем в пещерах вокруг места, называемого Кумраном, было обнаружено около 400 свитков, которые оказались библиотекой еврейской религиозной секты ессеев. Свитки содержали части всех книг еврейского Ветхого Завета, за исключением Книги Есфири. Во времена Христа поблизости от этого места жила аскетическая община ессеев, основавшая поселение, которое и было раскопано учеными.Здесь открыты сторожевая башня, трапезная, скрипторий, где свитки Мертвого моря, вероятно, переписывались, а также ритуальные бассейны, гончарная мастерская и кладбище. Кумран Радиоуглеродный анализ показал, что свитки Мертвого моря написаны в период между 200 г. до Р. Х. и 70 г. по Р. Х. Свиток с Книгой Исаии сохранился почти полностью; он на 1000 лет старше следующего за ним самого древнего списка Исаии, но оба текста почти идентичны. Это показывает, как точны были переписчики, как серьезно они относились к своему делу.




Когда записывалась Библия, привычных для нас книг со страницами еще не изобрели. Люди писали на свитках. Их делали из листов папируса, пергамента или даже из тонких пластин меди, сшивая или склеивая их вместе, так что получалась длинная лента, до десяти метров длиной и тридцати сантиметров шириной. Концы ленты накручивались на деревянные стержни: читатель одной рукой развертывал свиток, а другой сматывал его на второй стержень. Закончив чтение, свитки оборачивали тканью и убирали для сохранности в высокие сосуды.

Рождение книги

Переносить свитки с места на место было неудобно; много времени требовалось и на то, чтобы найти в длинном свитке какой либо краткий библейский отрывок. Во II в. христиане собрали воедино книги Нового Завета. Вероятно, они первыми отказались от свитков. Вместо этого им пришла мысль соединять в тетрадь несколько листов папируса или пергамена, сложив пополам и сшив по складке, а затем дальше прибавлять такие же тетради. Этот ранний тип книги называется «кодекс»




Самый ранний из известных полных экземпляров Нового Завета был написан вскоре после 300 г. по Р. Х. Его называют Codex Sinaiticus, потому что его нашли у подножья горы Синай, в монастыре Св.Екатерины. В 1844 г.германский ученый Константин Тишендорф во время посещения этого уединенного монастыря обнаружил несколько пергаментов с ранними греческими текстами. Оказалось, что рукописи содержали часть Ветхого Завета и датировались IV в. по Р. Х. Взволнованный своим открытием Тишендорф повторно посетил монастырь и в конце концов отыскал в нем столько листов, что собралась почти полная Библия. В настоящее время Codex Sinaiticus хранится в Британском Музее в Лондоне. Среди других важных ранних рукописей Библии на греческом языке отметим Codex Vaticanus, ныне в Ватиканской библиотеке, и Codex Alexandrinus, в Британском Музее.

Как дошла до нас Библия

Еврейские писцы

В древности писцы пользовались особым уважением, потому что часто оказывались единственными, кто мог читать, составлять завещания и вести счета. Когда требовались новые свитки Ветхого Завета, каждое слово приходилось тщательно копировать, и на писцах лежала священная обязанность сохранять текст и объяснять его. Чтобы писцы сознавали важность своего труда и не допускали ошибок, были выработаны строгие правила. Например:

Каждый день писец должен был начинать работу с молитвы;
- вместо имени Божьего оставлялся пробел, который заполнял человек, писавший более «чистыми» чернилами;
- кончив копирование того или иного раздела, писец пересчитывал число строк, слов и букв в оригинале и сравнивал с тем, что у него получилось в копии. Он находил и проверял центральное слово в каждом разделе.

Ошибки все же случались. Но подсчитано, что в среднем одна ошибка приходилась на 1580 букв.

Септуагинта

Впервые Ветхий Завет был переведен с еврейского языка на греческий в III – II вв. до Р. Х. Этот перевод известен как Септуагинта (от латинского числительного «семьдесят» по преданию, перевод был выполнен семьюдесятью учеными). Иудеи к этому времени расселились по всему средиземноморью и часто говорили по-гречески, а не по-еврейски. Упомянутый перевод был сделан в Александрии в Египте для сказочно огромной александрийской библиотеки.

Монахи

«Монах» по-гречески означает «человек, который живет один». Первым христианским монахом был Антоний, живший в пустынях Египта примерно с 270 по 290 гг. по Р. Х. Его примеру последовали другие. Чаще, однако, мужчины (и отдельно женщины) жили группами в монастырях, проводя дни в молитвах, изучении Библии и труде - занимались сельским хозяйством или уходом за больными.

Переписчики

В Темные Века, наступившие после крушения Римской империи, тексты Священного Писания хранили и оберегали монахи. Каждый кодекс переписывался от руки. Это было долгим и трудоемким делом.Иногда случались ошибки, возможно, из-за усталости монаха, или же от скудного освещения, при котором тогда работали. Порой писец даже сознательно вносил изменения, желая изложить Писание своими словами или привести текст в соответствие с собственным разумением. Часто монахи работали в скриптории, т.е. помещении, где каждый сидел за своим столом в полной тишине. В таких комнатах не было печей и освещения из за опасности возникновения пожара. Труд переписчика был утомительным. Существовало такое присловье: «Перо держат два пальца, но трудится все тело».




Перевод Библии

К 300 г. по Р. Х. Новый Завет был переведен на несколько языков, включая латинский, коптский и сирийский. Сирийскую Библию называли Пешитта, или «простая» версия. Сирийские проповедники донесли Евангелие и всю Библию до Китая, Индии, Армении и Грузии.
Армянский и грузинский алфавиты были, вероятно, созданы специально для того, чтобы перевести Библию на эти языки. Библия была также переведена на коптский (позднюю форму древнеегипетского) - язык христиан Северной Африки.

Библия для готов

До IV в. язык германского народа остготов никто не записывал. Но ок. 350 г.епископ Ульфила перевел Библию на язык остготов и таким образом зафиксировал его. Лучшая из сохранившихся копий этого перевода - Codex Argenteus (Серебряный Кодекс), ныне хранящийся в Упсале (Швеция), написан золотом и серебром на пурпурном пергаменте.

Ученого по имени Иероним, родившегося в Северной Италии ок. 345 г. по Р. Х., очень беспокоили ошибки, допускаемые переписчиками Библии. Он много путешествовал, выучил немало языков и переписал многие части Библии. Ок. 382 г.по Р. Х. папа Дамас попросил Иеронима подготовить новый полный перевод Евангелий, а также Псалтири и других ветхозаветных книг с тем, чтобы попытаться избавиться от вкравшихся ошибок.

Вульгата

В то время большинство христиан на Западе говорили на латыни и им было трудно понимать греческий Новый Завет, однако многочисленные переводы на латынь казались неуклюжими и неточными. Иероним, который в 386 г. поселился в уединенном монастыре в Вифлееме, начал переводить на латинский язык оригинальные еврейский и греческий тексты всей Библии. Еврейский раввин помог ему выучить еврейский язык и переводить Ветхий Завет с оригинала. Эта работа заняла двадцать три года. Законченный перевод Иеронима со временем получал все большее распространение. Известный как Вульгата, «народная» версия, он с VIII в. до 1609 г. был единственной Библией, которой пользовалась Римско католическая церковь.

Драгоценные книги

Ирландская традиция

В V – VI вв. ирландские монахи отправлялись в Шотландию и Северную Англию, где они, странствуя, рассказывали о христианской вере и основывали монастыри. Эти монахи принесли с собой искусство кельтских рисунков. Превосходно украшенные книги изготавливались в дальних монастырях, расположенных на унылых утесах и островах. Монах мог всю жизнь трудиться над одной книгой, показывая этим свою любовь к Богу.

Как украшали книги

В ту пору книги делали из тончайшей телячьей кожи, либо из кожи овец и коз. Копирование страницы Св. Писания После того, как монах завершал переписывание латинского текста красивым, изящным почерком, его работу проверяли. Со временем монахи стали не только копировать тексты, но и украшать страницы. Такие расцвеченные рисунками книги называются иллюминированными рукописями. Иногда переписчики помещали на странице рисованную каемку со сложными узорами. Начальную букву первого слова главы или абзаца могли увеличить так, что она занимала почти всю страницу, а затем украшали ее узорами, цветами и даже маленькими фигурками. Монахи создавали сложные, сплетающиеся композиции из кривых линий, спиралей, завитков, щитов, куда включали крошечные, но тщательно проработанные изображения животных и птиц. Они пользовались самодельными акварельными красками, а иногда для большего эффекта добавляли и тонкое листовое золото. Инструментами служили заостренные птичьи перья да простенькие кисточки, но и ими писцы добивались поразительных результатов.

Евангелия из Келса

В Книге из Келса есть один маленький рисунок (1,6 кв. см), который составлен из 158 крошечных переплетенных элементов. Эта украшенная цветными рисунками рукопись - величайший шедевр искусства кельтов и англосаксов. Работа над рукописью началась в VII в. в монастыре, расположенном на острове Айона в Западной Шотландии. После набега викингов книгу увезли в Келский монастырь в Ирландии, где она и была закончена. В книге 339 листов размером 33х25 см и каждый из них богато изукрашен. Теперь книга хранится в Тринити колледже (Дублин, Ирландия).

Линдисфарнские Евангелия

В 635 г. был основан монастырь на Линдисфарне, островке у северо-восточного побережья Англии. Линдисфарнские Евангелия, выдающиеся по красоте образцы иллюминированных рукописей, переписывались и украшались в этом монастыре ок. 700 г. Спустя примерно 300 лет священник Алдред вписал между строк латинского текста перевод на англосаксонский (древнеанглийский) язык.

Золотые Евангелия

Золотые Евангелия - это ряд изумительных иллюминированных рукописных Евангелий, созданных в VIII в.во Франции под наблюдением Алкуина, прибывшего из г. Йорк в Англии. Надписи в них сделаны в основном золотом, а украшения - серебром и золотом, и всё это на окрашенной пурпуром тончайшей телячьей коже. От VI в. дошел экземпляр Библии, переведенной на готский язык Ульфилой; он также написан золотом и серебром на окрашенном пурпуром пергаменте.

Библии «в цепях»

Большая часть Библий была украшена куда скромнее, чем Келская Книга или Золотые Евангелия. Но даже простое переписывание книг занимало годы. Библии стоили очень дорого, и когда законченную книгу выставляли в монастырской часовне или в соборе, ее нередко приходилось приковывать цепью к аналою или кафедре во избежание кражи.






В Средние века большая часть Библий писалась на латыни, то есть на языке, непонятном простым людям. Некоторые смельчаки решились изменить такое положение дел - перевести Библию на народный язык.

Переводы Вальдо

Около 1175 г. Петер Вальдо, состоятельный купец, живший во Франции, в Лионе, решил посвятить свою жизнь Богу. Понимая слова Иисуса буквально, он раздал все свое имущество. Последователи Вальдо, вальденсы, перевели Библию на провансальский язык и, вероятно, также на итальянский, немецкий, пьемонтский (североитальянский) и каталонский (на нем говорят на северо-востоке Испании).

Алфавит для славян

В IX в.два брата, христиане Кирилл и Мефодий из г. Фессалоники в Греции отправились с проповедью к славянам Восточной Европы. Для своих целей они перевели Библию на старославянский язык. Чтобы записать перевод, они изобрели алфавит, ставший прообразом кириллицы (от имени одного из братьев), которой и сегодня пользуются в юго восточной Европе и России. Здесь названия Евангелий написаны по церковнославянски кириллицей.

Ян Гус

В XV в. в Праге, столице Богемии (ныне часть Чехии), ректор Карлова университета Ян Гус (1374 –1415) начал свои выступления против алчности, распущенности и честолюбия священников. Он находился под большим влиянием учения Уиклифа. За открытое выражение взглядов Гус был обвинен в ереси, заключен в тюрьму и в конце концов сожжен на костре. Однако последователи Гуса стали переводить Библию на чешский язык, и Новый Завет на чешском был напечатан в 1475 г.

Самой первой библейской книгой, переведенной на англосаксонский язык, была Псалтирь; этот перевод сделал около 700 г. епископ Альдхельм из Шерборна. Позднее Беда Достопочтенный, настоятель монастыря в Ярроу (северо-восточная Англия), перевел незадолго до своей смерти в 735 г. часть Евангелия от Иоанна.

Джон Уиклиф

Джон Уиклиф (1329 –1384) мечтал о переводе Библии на английский язык, чтобы Св.Писание стало доступно простым людям. Его раздражало, что лишь священники могли решать, какие части Библии читать и как их следует толковать. Уиклиф преподавал в Оксфордском университете, пока не был изгнан оттуда за критику этих и других недостатков церкви. Позднее Уиклифа судили как еретика, а некоторые из его ценных книг были публично сожжены на костре. Последователи Уиклифа, Николас из Херефорда и Джон Перви, перевели на английский язык всю Библию; работа была завершена в 1384 г. В 1408 г. «Библия Уиклифа» была запрещена, но ее изготавливали в сотнях экземпляров и тайно продавали. Так как простые люди тогда редко умели читать, последователи Уиклифа - бедные священники, или «лолларды», - ходили по селениям, читая и толкуя Библию. Некоторые из них погибли на костре как еретики; во время казни на шею им вешали их Библии. Тем не менее до наших дней дошли около 170 экземпляров этого перевода.


Книгопечатанье Одна из ранних печатных Библий В 1450 г. случилось событие, которое не могло не повлиять самым решительным образом на историю распространения Библии: было изобретено книгопечатание (лучше сказать, книгопечатание открыли заново, потому что китайцы начали печатать свои книги с 868 г. по Р. Х.). Иоганн Гутенберг из Майнца (Германия) догадался, что текст можно оттиснуть на пергаментной бумаге с помощью деревянных букв, смазанных краской.Таким способом легко изготовить сотни печатных книг вместо того, чтобы переписывать каждую от руки. Затем Гутенберг начал опыты с металлическими шрифтами. Первой книгой, которую Гутенберг напечатал полностью, была латинская Библия (1458 г.).

В 1978 г.одна из немногих сохранившихся гутенберговских Библий куплена за 1 265 000 фунтов стерлингов. Хотя Иоганн Гутенберг и жители Майнца старались сохранить свое изобретение в тайне, секрет их вскоре стал известен всей Европе, от Рима и Парижа до Кракова и Лондона. В Англии первый типографский станок завел Уильям Кэкстон (Лондон, 1476 г.). Вскоре Библии печатались повсюду. Ветхий Завет на древнееврейском языке впервые был издан в 1488 г. в Италии братьями Сончино.


Два великих переводчика

Великий реформатор Мартин Лютер

В XV–XVI вв. в Европе происходят огромные перемены. Появляется все больше образованных людей, способных самостоятельно судить о религии и обществе. В церковных делах царит неустройство: многие священники нечестны или ленивы, проповедуют собственные идеи без ссылок на Библию. Одним из тех, кто восстал против существующих порядков, был немецкий священник Мартин Лютер, родившийся в 1483 г. В те времена двери церквей часто использовали как доски объявлений. И вот в октябре 1517 г. Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге лист с 95 тезисами религиозных реформ. Деятельность Лютера привела к огромным переменам в церкви, которые мы называем Реформацией, а сам он вошел в историю как реформатор церкви.

Лютер был объявлен вне закона и ему пришлось укрыться в вартбургском замке. Там Лютер начал переводить Писание на немецкий язык, чтобы и другие люди могли испытать радость, которую он сам находил в чтении Библии. Лютер полагал, что хороший перевод может быть выполнен только непосредственно с языка оригинала и должен создаваться на основе повседневной разговорной речи.
Полная «Лютеровская Библия» - одна из первых Библий, написанных на языке простых людей, - была опубликована в 1532 г. И сегодня перевод Лютера, оказавший заметное влияние на формирование современного немецкого языка, остается самой любимой немецкой Библией.

Библия для погонщиков

Библия Уиклифа содержала множество ошибок, допущенных при переводе и переписывании. Даже после изобретения типографского станка у англичан не было исправной печатной Библии, которую они могли бы читать на своем языке. Власти считали опасным позволить простым людям читать Библию и самим решать, как и во что им верить. Переводить и печатать какие либо части из Библии запрещалось. Но один англичанин по имени Уильям Тиндейл, как то заявил священнику: «Если Бог сохранит мне жизнь... я сделаю так, что крестьянский парень, погоняющий лошадей, впряженных в плуг, будет знать о Библии больше, чем знаешь ты».

Контрабанда Библий

Уильям Тиндейл (1494-1536) - величайший английский переводчик Библии. Живя в изгнании в Германии, он перевел с греческого Новый Завет. В 1526 г. напечатанные экземпляры были тайком привезены в Англию в мешках с зерном и корзинах с рыбой. Король Генрих VIII повелел их сжечь. Перевод Ветхого Завета Тиндейл закончить не успел: он был предан, схвачен и сожжен на костре в Бельгии. Умирая он молился: «Господи, открой глаза английскому королю».


Библию не остановить

Библия по-голландски

Многие переводы Библии основывались на Библии Лютера. Протестантский перевод Библии на голландский язык был сделан Якобом Лисфельдтом и опубликован в 1526 г. Римско-католическая Церковь выпустила голландский перевод, выполненный Николасом ван Винге в 1548 г.

Женевская Библия 1560 г. была переведена английскими протестантами живущими в изгнании в Женеве. Это был самый точный на ту пору английский перевод; иногда его называют «Штанной Библией», потому что в книге Бытия 3:7 в переводе сказано, будто Адам и Ева «сделали себе штаны». Перевод стали немедленно использовать в церквах Шотландии.

Перевод Короля Иакова

Когда король Иаков I в 1603 г. вступил на английский трон, в ходу были два перевода: Женевская Библия и Епископская Библия (исправленная версия Библии Майлса Ковердейла, выпущенная в 1568 г.). При содействии короля Иакова решено было подготовить новое издание, снованное на этих переводах, а также оригинальных греческих и древнееврейских текстах. Пятьдесят ученых разделились на шесть групп, каждая из которых перевела свою часть Библии, а получившийся текст проверила комиссия, куда входили по два ученых из каждой группы. Эта «Одобренная Версия», впервые напечатанная в 1611 г., до сих пор пользуется огромной популярностью благодаря своей точности и красоте языка.

Португальская Библия

Новый Завет на португальском (первод Жоао Феррейра д"Альмейда) был издан в Амстердаме в 1681 г. Полная португальская Библия появилась лишь в 1748-1773 гг.

Библия по-испански

Полная испанская Библия, переведенная Валенсианом Каталаном, появилась в 1417 г., но все экземпляры были уничтожены Инквизицией. Перевод монаха Кассиодора де Рейна, жившего в изгнании, был опубликован в 1569 г. в Базеле (Швейцария). Перевод Рейна, уточненный монахом Киприаном де Валера, был переиздан в 1602 г. и стал общепринятой протестантской Библией на испанском языке (перевод Рейна-Валера).

Библия по-французски

Священник Римско-католической Церкви Жак Лефевр д"Этапль опубликовал французский перевод Нового Завета в Париже в 1523 г. Церковные власти, однако, отнеслись к этому предприятию с подозрением, так как Лефевр симпатизировал Реформации. Поэтому свой полный перевод Библии, включавший неканонические книги Ветхого Завета, Лефевру пришлось печатать в Антверпене (современная Бельгия), где издание не могло быть конфисковано. Переведеннас с Вульгаты эта версия стала известна как Антверпенская Библия. Первая протестантская французская Библия была напечатана в Невшателе (Швейцария) в переводе Пьера Робера Оливетана, двоюродного брата Жана Кальвина. Издание 1650 г., часто называемое французской Женевской Библией, стало признанной французской протестантской Библией. Между тем, французская Римско-католическая Библия была выпущена в Лувенском университете в 1550 г.; ее называют Лувенской Библией.

Библия для Италии

Самая первая итальянская Библия была напечатана в Венеции в 1471 г. Католическая Библия Антонио Бручоли была издана в 1530 г., а первая протестантская Библия – 1562. Самая известная протестантская Библия в переводе Джованни Диодати вышла в 1607 г. в Женеве.

Библия по-русски

Библия была издана в России в 1518 г. на славянском языке; она основывалась на переводе, сделанном в 863 г. братьями-проповедниками Кириллом и Мефодием. На русском языке Новый Завет впервые появился в 1821 г., а Ветхий Завет лишь в 1875 г.

Шведская Библия

В 1541 г. Швеция получила Упсальскую Библию; перевод сделал Лаурентис Петри, архиепископ Упсалы.

Библия для датчан

Дания стала приемущественно протестантской страной в начальный период Реформации. Первый датский перевод Нового Завета вышел в свет в 1524 г. Принятую датскую Версию, напечатанную в Копенгагене в 1550 г., называют Библией короля Христиана III, по имени монарха, правившего тогда Данией.


Библия в Новом Свете
Переведя Библию на большинство европейских языков, христиане Европы братили свой взор на другие части света.

Библия для коренных жителей Америки

В XVII веке некоторые английские христиане, называемые «пуританами», почувствовали, что государственная Церковь более не придерживается учения Библии. Группа пуритан, известных как отцы-пилигримы, в 1620 г. отплывает в Северную Америку, чтобы начать там новую жизнь. Спустя одиннадцать лет английский священник Джон Элиот (1604-1690) прибывает в Новый Свет с другой группой колонистов. Выучив язык местных индейцев Массачусетса, Элиот принялся проповедовать им Евангелие. К 1663 г. он перевел всю Библию на язык индейцев Массачусетса. Этот перевод на язык коренных жителей Америки был первой Библией, выпущенной в Северной Америке.

Южная Америка

Первой печатной Библейской книгой для коренных жителей Южной Америки было Евангелие от Луки на языке аймара, выпущенное в свет в 1829 г. Перевод сделал д-р Винсенте Пазос-Канки, перуанец, Живший в Лондоне.

Первая индийская Библия

В начале XVIII в. представители датской миссии пиетистов направились в Ост-Индию. Немецкий миссионер Бартоломей Зигенбальг (1628-1719) перевел Новый Завет на тамильский язык; это самый первый перевод части Библии на какой-либо из языков Индии. Он также успел перевести Ветхий Завет до Книги Руфи. Перевод Зигенбальга завершил другой немецкий миссионер-пиетист Христиан Фридрих Шварц (1726-1760). К 1800 г. Библия была переведена не менее чем на 70 языков. К 1900 г. хотя бы по одной библейской книге было переведено на 500 с лишним языков. Чем объяснить столь быстрые перемены? В этот период исследователи стали путешествовать по всему миру; предприниматели учреждали конторы своих компаний в далеких странах. Нередко они приглашали священников сопровождать своих торговых агентов; пример Уильяма Кэри вдохнул в христиан энтузиазм к проповеди и переводу Библии.

Африка

Исследователи и миссионеры вроде Дэвида Ливингстона стали посещать Африку в XIX в. Шотланщец Роберт Моффат перевел Библию на язык бечуанов. За переводом Библии на язык йоруба следил Аджай Краутер, освобожденный раб из Нигерии, который стал первым епископом-африканцем. Перевод был завершен 1884 г.

Сапожник, который перевёл Библию

Когда юный англичанин Уильям Кэри (1761-1834) оставил школу, его отдали в подмастерься к сапожнику. Став баптистом, он принялся изучать Новый Завет и сделался баптистским проповедником. Он самостоятельно освоил латынь, древнегреческий, древнееврейский, французский и голландский языки. Кэри уверовал в то, что слова Иисуса: «Идите, научите все народы», были обращены не только к апостолам, но и к христианам всех веков. Кэри призывал своих слушателей: «Ожидайте великого от Бога... Дерзайте на великие свершения ради Бога». Благодаря его рвению в 1792 г. было образовано Баптистское миссионерское общество.

Кэри в Индии

В 1793 г. Уильям Кэри вместе с женой и четырьмя детьми отправился в Индию. Там он Зарабатывал на жизнь, служа мастером на фабрике краски индиго, а в свободное время изучил несколько индийских языков. Вскоре он начал переводить Библию на бенгальский язык. В конечном счете под его наблюдением были выполнены переводы полной Библии на шесть местных языков, а отдельные библейские книги были переведены еще на 29 языков, включая санскрит, бенгальский, маратхи и сингалезский. Коллега Кэри, Джошуа Маршман, приступил к переводу Библии на китайский язык, чем уже занимался другой англичанин Роберт Моррисон. Полная Библия на китайском языке была опубликована в 1823 г.




Библия и история

Данные, добытые при раскопках, часто могут иметь множество толкований, и их достоверность остается относительной. Абсолютной точности удается достичь очень редко. Когда появился человек? Сколько лет земле? Когда жил Авраам? Когда случился Исход? Как произошло завоевание Ханаана, путем вторжения извне или в результате внутреннего социального переворота? Был ли Моисей автором Пятикнижия? Ни библейская критика, ни археологические раскопки не могут дать убедительных ответов на эти вопросы. Иногда кажется, что археология и библеистика противоречат друг другу. Проблема заключается отчасти в неспособности адекватно понять библейский текст, отчасти в неправильном истолковании свидетельств археологии. Некоторые места могли быть неверно отождествлены, другие непрофессионально раскопаны, или же данные раскопок были оценены ошибочно. Археология часто может помочь нам лучше понять некоторые вещи, но она редко вносит ясность в трудные места Библии. Требовать от нее слишком многого - значит неверно понимать ее сущность.

Деяния Бога

Библия -это собрание книг, написанных на протяжении веков с позиции иудаистического монотеизма. Библейские авторы никогда не намеревались писать историю в современном смысле; их цель была - продемонстрировать деяния Бога в еврейской истории. Главный вклад археологии в изучение Библии заключается в том, что с ее помощью, мы можем прояснить и нагляднее представить себе историю, в контексте которой возникла библейская вера. Библия была написана не в вакууме, и события, которые в ней описаны, тоже происходили не в вакууме. Древние евреи испытывали влияние культур других народов, с которыми они контактировали, и Библия отмечает эти влияния, как добрые, так и дурные. Библейская археология проникает вглубь той области древней истории, которая дала рождение Библии.

В чем значение этих камней?

Какую ценность представляют археологические открытия для читателя Библии? Главный вклад археология вносит не в апологетику. Бесспорно, результаты археологических работ прояснили некоторые трудности. Например, в греческом городе Салоники была найдена надпись на камне, содержащая слово политарх, этот термин Лука употоребляет в Деян 17:6 применительно к римским властям. Критики Библии считали это ошибкой, поскольку до этого открытия не было никаких свидетельств использования данного термина. С другой стороны, все попытки найти Иерихон Иисуса Навина или Иерусалим Соломона до сих пор приносили по большей части разочарования.

Волнующие открытия

Тем не менее, сделано много волнующих открытий, прекрасно иллюстрирующих Библию: глиняная призма Синаххериба (Сеннахирима), упоминающая царя Иудеи Езекию; черный обелиск Салманассара с изображением кланяющегося ему еврейского царя Ииуя; вавилонская хроника, дающая основание датировать разрушение Иерусалима 587 годом до Р. Х.; цилиндр Кира, показывающий, что персидский монарх поощрял подвластные народы, среди которых были и евреи, возвращаться в родные земли и восстанавливать свои города и храмы.

Надпись на каменном полу театрального двора в Коринфе, содержащая имя Эраста, городского казначея, возможно, того самого, кто упомянут в Рим 16:23; зимний дворец Ирода Великого в Иерихоне и место его погребения в Иродионе. Однако известный археолог, покойный Ролан де Во предостерегал: «Археология не может “доказывать” Библию. Истина Библии религиозного свойства … Эту духовную истину нельзя ни доказать, ни опровергнуть, она не может быть подтверждена или дискредитирована материальными находками археологов. Однако Библия написана, в большой степени, как историческое повествование … именно подтверждения этой “исторической” правды Библии ждут от археологии».

Ценность археологии

Величайшая ценность археологии для человека, изучающего Библию, в ее способности поместить нашу библейскую веру в ее исторический контекст и продемонстрировать культурный контекст, в котором происходили библейские события. Для тех, кто любит Библию, нет ничего более замечательного, чем стоять на Масличной горе в Иерусалиме и осматривать результаты археологических раскопок в Святом Городе: здесь часть стен, восстановленных Неемией; вот ступени, которые во времена Иисуса вели наверх к Храму; Раскопки в Масаде, вблизи Мертвого моря (Израиль) здесь туннель Езекии, ведущий к Силоамскому пруду, где Иисус открыл глаза слепому; вот прекрасные камни Храма, на которые указывали Иисусу ученики. А какое волнение прогуливаться по колесничному городу Соломона и Ахава в Мегиддо; бродить среди руин Кесарии Приморской, величественного города на Средиземном море, или среди бассейнов, сооруженных ессеями в Кумране, где были найдены свитки Мертвого моря. Акведуки Кесарии,бани Масады и Иерихона, синагоги Галилеи,водные туннели Мегиддо, Хацора, Гезера и Иерусалима, укрепления Лахиша, жертвенники Вифлеема и горы Гевал, форумы и храмы Самарии и Герасы, театры Аммана и Эфеса - все это создает неизгладимое впечатление о цивилизации, когда то существовавшей в этих местах. В своем воображении мы можем восстановить эти города такими, какими они были во времена Авраама, Соломона, Иисуса и Павла.

Исторический контекст

История Иисуса начинается не с «Однажды в некой далекой стране …», а «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода …»(Мф 2:1). Как чудесно пересекать холмы Иудеи, ходить по улицам Вифлеема, бродить по Назарету, кататься на лодке по Галилейскому морю или гулять по иерусалимскому Старому Городу. Какое волнение следить за каждым движением лопаты археолога, сознавая, что именно здесь, в этих самых местах, в исторической и географической реальности человечеству было передано самое драгоценное наследие в истории. Вот в чем ценность библейской археологии - в том, что она позволяет поместить веру в реальность древней истории.

Библию называют по-разному: Книга книг, Книга Жизни, Книга Знаний, Вечная Книга. Неоспорим её огромнейший вклад в духовное развитие человечества на протяжении многих сотен лет. По библейским сюжетам написаны художественные тексты и научные трактаты, живописные полотна и музыкальные произведения. Образы из Вечной Книги запечатлены на иконах, фресках, в скульптурах. Современное искусство - кинематограф - не обошло её стороной. Это самая популярная и читаемая книга из всех, что когда-либо держала человеческая рука.

Однако, люди давно задались вопросом, на который совершенно однозначного ответа не дали до сих пор: акто написал Библию? Действительно ли она - промысел Божий? Можно ли безоговорочно доверять тому, что там написано?

К истории вопроса

Нам известны следующие факты: Библия писалась почти два тысячелетия назад. Точнее, немногим более тысячи шестисот лет. Но вот вопрос не совсем корректен с точки зрения людей верующих. Почему? точнее будет сказать - записал. Ведь создавали её в разные эпохи представители разных социальных слоёв общества и даже разных национальностей. И записывали не свои собственные размышления, наблюдения над жизнью, а то, что подсказывал им Господь. Считается, что теми, кто написал Библию, руководил сам Бог, вкладывая Свои мысли в их сознания, водя их рукой по пергаменту или бумаге. Следовательно, хоть и писалась Книга людьми, в ней содержится именно слово Божье и ничьё другое. В одном из текстов об этом сказано напрямую: оно «богодухновенно», т.е. вдохновлено, внушено Всевышним.

Но в Книге немало нестыковок, противоречий, «тёмных пятен». Что-то объясняется неточностями переводов канонических текстов, что-то ошибками тех, кто написал Библию, что-то нашим недомыслием. К тому же многие тексты Евангелия были просто уничтожены, сожжены. Многие не вошли в основное содержание, стали апокрифическими. Мало кому известно, что большинство фрагментов Священного Писания было допущено к широким массам после того или иного Вселенского собора. Т.е., как бы странно это ни казалось, но сыграл далеко не последнюю роль в воплощении промысла Божьего.

Почему Библию именно писали, а не передавали, скажем так, её содержание из уст в уста? Думается, потому, что при устной форме одно забылось бы, другое передалось в искажённой форме, с домыслами очередного «пересказчика». Письменная фиксация позволяла избежать утери информации или самовольных её трактовок. Таким образом обеспечивалась некоторая её объективность, появилась возможность перевести книгу на разные языки, донести её множеству народов и наций.

Позволяет ли всё вышесказанное утверждать, что авторы всего только механически, бездумно записывали мысли «сверху», словно сомнамбулы? Не совсем так. Примерно с четвёртого века святые, писавшие Библию, стали считаться её соавторами. Т.е. личностный элемент стал иметь место. Благодаря этому признанию появились объяснения стилистической неоднородности священных текстов, смысловым и фактическим разночтениям.

Разделы Библии

Все мы знаем, из чего состоит Библия - из Ветхого и Нового Заветов. Старый Завет - всё, что было до Это истории о сотворении мира, об иудеях, народе Божьем. Стоит упомянуть, что для евреев священную силу имеет только первая часть Евангелия. Библия ими не признаётся. А остальной христианский мир наоборот - живёт по канонам и заповедям второй части Библии.

Объём трижды превышает объём Нового. Обе части взаимодополняются и по отдельности не совсем понятны. Каждый содержит перечень собственных книг, которые можно распределить по группам: поучительные, исторические и пророческие. Общее количество их равно шестидесяти шести и составлено тридцатью авторами, среди которых были пастух Амос и царь Давид, мытарь Матфей и рыбак Пётр, а также врач, учёный и т.д.

Некоторые уточнения

Остаётся только добавить, что для людей, далёких от веры, Библия - замечательный литературный памятник, переживший века и заслуживший право на бессмертие.