В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны... На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух еще огонь; на полке блестит посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался еще. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю ловит рыбу, Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, – хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба."Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, – думает Жанна и опять прислушивается к буре. – Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!" – говорит она и крестится.

Спать еще рано. Жанна встает, накидывает на голову толстый платок, зажигает фонарь и выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли, и горит ли лампа на маяке, и не видать ли лодки мужа. Но на море ничего не видно. Ветер рвет с нее платок и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна вспоминает о том, что она еще с вечера хотела зайти проведать больную соседку. "Некому и приглядеть за ней", – подумала Жанна и постучала в дверь. Прислушалась... Никто не отвечает.

"Плохое вдовье дело, – думает Жанна, стоя у порога. – Хоть и немного детей – двое, а все одной обдумать надо. А тут еще болезнь! Эх, плохое вдовье дело. Зайду проведаю".

Жанна постучала еще и еще. Никто не отвечал.

– Эй, соседка! – крикнула Жанна. "Уж не случилось ли что", – подумала она и толкнула дверь.

В избушке было сыро и холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, – это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мертвые. Жанна поднесла Фонарь еще ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мертвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мертвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощеких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, еще успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко. Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несет домой. Сердце ее сильно бьется; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.

Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. "Что-то скажет он?.. – сама с собой говорит она. – Шутка ли, пятеро своих ребятишек – мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!"

Дверь скрипнула, будто кто вошел. Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.

"Нет. Опять никого! Господи, и зачем я это сделала?.. Как ему теперь в глаза взгляну?.." И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати.

Дождь перестал; рассвело, но ветер гудит, и море ревет по-прежнему.

Вдруг дверь распахнулась, в комнату ворвалась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:

– Вот и я, Жанна!

– Ах, это ты! – говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза.

– Ну, уж ночка! Страх!

– Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?

– Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо!.. Да, я тебе скажу, и погодка ж была! Кажется, такой ночи и не запомню. Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался... Ну, а ты что тут без меня делала?

Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.

– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да что ж я... Сидела шила... Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.

– Да, да, – пробормотал муж, – погода чертовски скверная! Да что поделаешь!

Оба помолчали.

– А знаешь, – сказала Жанна, – соседка-то Симон умерла.

– И не знаю когда; верно, еще вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей – крошки... Один еще не говорит, а другой чуть начинает ползать...

Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьезно, озабоченно.

– Ну, дела! – проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать! Придется взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся! Ступай же скорей!

Но Жанна не двигалась с места.

– Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?

– Вот они, – сказала Жанна и отдернула полог.


Л.Н. Толстой – один из величайших писателей мира, мыслитель. Он написал много замечательных произведений. Рассказ «Бедные люди» произвёл на меня особое впечатление.

В произведении Л.Н. Толстого «Бедные люди» на первый взгляд говорится о бездольных, несчастных, брошенных людях. Но так ли это? Главными героями рассказа являются Жанна и её муж, рыбак.

У них есть пятеро детей. Все вместе они живут в рыбачьей, чистой, тёплой и уютной хижине.

Жанна очень хозяйственная и заботливая жена. Она тревожится за своего мужа, который не жалея себя, в холод и бурю ловит рыбу, лишь бы прокормить семью. Рядом с ними живёт соседка. Жанна сильно беспокоится за неё, ведь у неё двое детей, да тут ещё болезнь. Решив проведать её, она видит мёртвое тело, а рядышком двое маленьких, кудрявых, толстошеих ребятишек. Они были закутаны старым платком и платьем матери. Жанне стало жаль детей. Решившись на необдуманный поступок, она снимает колыбельку и несёт домой. Жанна сама не понимает, как и зачем сделала это.

Но она не могла пройти мимо чужого горя, так как знала, что матери было нелегко. Очень тяжело умирать, зная, что от тебя зависит будущая жизнь детей. Сначала она боялась о том, что скажет муж, ведь у них у самих то, немаленькая семья. Когда он вернулся, Жанна рассказала о том, что соседка умерла, и у неё остались дети. Недолго раздумывая, он принял решение взять их.

Это произведение настоящий пример добра, милосердия и благородности. Герои рассказа великодушные! Они взяли на себя серьёзную ответственность. Так бедны ли, эти люди на самом деле!? Я считаю, что эти два человека самые богатые! В их сердцах много любви, теплоты, искренности и понимания. Они богаты духовным миром! И совсем не важно, сколько у них материальных средств. Их чистые души и сердца помогут превзойти все невзгоды, неудачи и падения. Вместе они самая мощная сила-добро.

Автор хотел донести до нас то, что нужно жить в мире, согласии, помогать друг другу, творить добро! Эта маленькая тайна поможет тебе в жизни! Помогая людям, тебе самому будет приятно от этого. Дари улыбку людям, твори добро, и мир станет чуточку светлее и лучше!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Урок по произведению Л.Н.Толстова «Бедные люди»
Урок № 1 Любимое произведение Л.Н.Толстова – урок проявления любви к ближнему
Задача урока: ответить на вопрос о том, почему Л.Н.Толстой высоко ценил и любил это
произведение В.Гюго?
ХОД УРОКА
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце
Виктор Гюго

1. Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
2. Что такое, по­вашему, доброта?
3. Какие ассоциации вызывает у вас слово ДОБРОТА? (ЧТО? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?)
(Составление кластера)
Формулирование собственного определения на основе полученных слов. В это время один
учащийся работает со словарём Ожегова.
Запись на доске: Доброта ­ это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро. Сравнение полученных формулировок.
­ Скажите, почему мы заговорили о доброте?
Творческая история рассказа
­ Какие чувства у вас вызвал рассказ?
­ Почему возник этот рассказ? Рассказ "Бедные люди" – прозаическое переложение
стихотворения В.Гюго "Les pauvres gens" (из книги "La legende des siecles"), которое Толстой
высоко ценил и любил. В трактате "Что такое искусство?" Толстой относит это
произведение Гюго к числу "образцов высшего, вытекающего из любви к богу и ближнему,
религиозного искусства". (Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная
литература, 1983. Т. 15)
"Это такая классическая вещь, что портить ее грех", – писал Толстой И.И.Горбунову­
Посадову 3 марта 1905 г.Ч
Чтение фрагмента стихотворения Гюго
Теперь обратимся к содержанию рассказа в переложении Толстова.
Сформулируйте и запишите сюжет произведения в трех предложениях. (Суть содержания
передается по принципу композиции: завязка­кульминация­развязка)
­Почему выбрали именно эти эпизоды?
­ Определите тему рассказа. Через какие подтемы раскрывается общая тема рассказа?
­ На сколько частей можно разделить рассказ? На три и три предложения в пересказанном
сюжете. Какие смысловые части отражает ваш текст?
 Ожидание мужа.
 Смерть соседки.
 Добрый поступок.
­Кто является носителем доброты? главная героиня рассказа – Жанна.
­Что оно означает ее имя? Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.

Найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.
Работа в 4­х группах в соответствии с приемом:




прием 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности
прием 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа.
Сравнить описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова
«Буря». 1886 г, «В бурю» 1872г
прием 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей
раскрывает образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рас­сказе
и на репродукции картины В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), Л. Галле. «Семья
рыбака» (1848), И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)
прием 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна.
(синтаксические средства, лексические средства). Сравните описание событий в рассказе и
на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен­
Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу

­ Является ли жизнь Жанны иллюстрацией проявления доброты?
­ Какую страшную картину увидела Жанна?
­ Раздумывала ли она, как ей поступить?
­ Сделайте вывод о поступке Жанны. Она проявила доброту, поступила милосердно по
отношению к детям.
­ Кто из героев ещё имеет имя? Соседка Симон
­ Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет? Симон – заботливая и
любящая мать (чтение текста). Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина­
мать­идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины­матери.
­ На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о главной героине? Она ­ мать. У неё своих
пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей.
­ О чём думает потом? Мысли о муже.
­ Почему боится мужа? Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение.
Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с
ним.
­ Как Жанна относится к мужу в начале произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
беспокоится? Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать...
Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу.
Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле­еле кормятся. А у ребяток все нет
обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что
хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы.
Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре.
- Где­то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится.
­ Как Жанна относится к мужу в конце произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
беспокоится? Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и
торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что­то
скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало
еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он

меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!... Нет. Опять никого!
Господи, и зачем я это сделала?..Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна опять
задумывается и долго сидит у кровати”
­ Как вы можете оценить поступок Жанны и её мужа? Попытайтесь дать собственную оценку
решению Жанны и её мужа. Они проявили любовь к ближнему, милосердие. «Ну, деал! –
проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать? Придется взять, а то
проснутся, каково им будет с покойницей? Ну, да что уж, как­нибудь пробьемся! Ступай же
скорей! Но Жанна не двигалась с места. ­Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна? –
Вот они, сказала Жанна и отдернула полог. (1905) Таким образом, Жанна и ее муж любят и
понимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно - любить
людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро,
ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.
­ А как вы объясните слово милосердие? Работа одного учащегося со словарём Ожегова.
Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.
­ Какова главная мысль рассказа? Основа жизни – это желание проявлять любовь к
ближнему, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, если случится беда.
­ Почему рассказ назван «Бедные люди»? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи
Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания.
­ Какое название предложили бы вы?
Письменная рефлексия: Почему Л.Н. Толстой высоко ценил и любил произведение В. Гюго?
Стихотворение А. Дементьева, поэта 20 века.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, - так и остался хамом.
Этот вот - от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.

Домашнее задание: найти примеры урока доброты в другом художественном произведении (указать
автора, название, сформулировать эпизод), в истории любой эпохи и страны, в 21 веке (пример из
личной жизни или деятельности современного общества). Записать афоризмы со словом добро,
доброта (Л.Н.Толстова и др.)
Дополнительное задание: прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева, сопоставьте его с
рассказом «Бедные люди». «Два Богача» И.С.Тургенева
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю
и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,
принявшем сироту­племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что
будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
РАБОТА В ГРУППАХ


Группа 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности.
Группа 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа. Сравнить
описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова 1) «Буря». 1886 г, 2)
«В бурю» 1872г.

1
2

Группа 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей раскрывает
образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рас­сказе и на
репродукциях картин 1) В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), 2) Л. Галле. «Семья рыбака»
(1848), 3) И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)

1
2
3

Группа 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна. Сравните описание
событий в рассказе и на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в
гавань Сен­Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу
Неаполитанского залива» (1842)

Урок № 2. Сочинение « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
­Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?
­А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

­ Актуальна ли тема рассказа в наше время?
­ Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос будет ваше сочинение­рассуждение.
Высказывания Л.Н.Толстого:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
«Делая добро, будь благодарен за это».
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание
доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».
Тема « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
Вопросный план
1. Что такое доброта?
2. Какие поступки можно считать добрыми?
3. Какой урок преподносит Л.Н.Толстой в произведении «Бедные люди»?
4. Какой автор художественной литературы преподносит нам урок доброты?
5. Совершает ли современное общество добрые поступки?
6. Добрый поступок как проявление любви к ближнему.
Пример сочинения
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Она помогает людям в жизни,
согревает их. Добротой можно решить можно проблем в отношениях между людьми. Доброта несет
радость людям, поэтому заставляет их отвечать добром даже в сторону тех, кого мы по какой­то
причине недолюбливаем. Добрый поступок – это тот поступок, который мы совершаем не ради себя, а
ради других. Например, можно спасти бездомного щенка, стать донором (сдать кровь), перечислить
карманные деньги в фонд для лечения больных детей. А можно всей семьей поучаствовать в акции
Рождественский марафон. Когда мы совершаем добрые поступки, нам становится самим лучше и
приятнее в душе. Наша душа радуется, даже если поступок этот мог навредить тому, кто его
совершил, потому что добрый поступок делает мир лучше.
Доброта учит нас многому: честности, выносливости, смелости в любви. Эти качества очень
важны, только у доброго человека они могут быть.
К сожалению, по­настоящему добрые поступки в наше время чаще можно встретить в
художественной литературе, чем в повседневной жизни. Например, в произведении Л.Н.Толстого
«Бедные люди» мы встречаемся с милосердием и добротой в сердце Жанны. Она забирает
осиротевших двоих детей в свою семью, хотя у самой пятеро ребятишек. Живут они бедно. Еле концы
с концами сводят. Ее урок доброты для нас заключается в любви к ближнему. Не каждый человек
способен на такой серьезный поступок.
Рассказ Платонова «Юшка» учит быть добрым со всеми. Юшка – главный герой произведения,
который был бедняком и работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на
содержание чужой ему девочки­сироты, а сам отказывал себе в покупке насущных, необходимых
вещей.
В 21 веке у людей очень много стресса и забот, на самом деле у них очень мало времени остается
для добрых дел. Но еще есть люди, которые посвящают добру всю свою жизнь. Доктор Лиза многие
годы помогала самым обездоленным и несчастным. Она с группой помощников кормила и лечила

бездомных на московских вокзалах, вывозила из­под обстрелов раненых украинских детей на лечение
в Москву. Она говорила: «Добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».
Добро – ключ к Миру.

МБОУ «Бабушкинская средняя школа»

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему

«Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Подготовила учитель русского языка

и литературы МБОУ «Бабушкинская

СШ» Казунина Татьяна Николаевна

с. им. Бабушкина

2016 год

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л. Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения малой формы.

Задачи урока:

    Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и проанализировать его, используя прием «чтение с остановками».

    Путем замедленного прочтения рассказа дать собственную оценку решению героев, понять авторскую позицию (стремление к самопожертвованию во имя добра и любви) и убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.

    Формировать коммуникативных навыков, умения составлять устные высказывания на заданную тему.

    Развивать нравственно-эстетических представлений в ходе обсуждения темы урока.

    Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.

Необходимое оборудование : учебник, презентация к уроку, фонограмма - П.И. Чайковский «Старинная французская песня», бриллианты из бумаги.

Технологическая карта урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

    Организационный момент.

Приветствие обучающихся

Подготовка рабочих мест

Коммуникативные (слушать и понимать речь других)

    Постановка цели и задач урока (мотивация).

В ходе беседы формулирует цель урока.

В ходе беседы формулируют задачи урока

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: учатся понимать позицию партнера.

3.Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднений.

Проверяет домашнее задание (индивидуальная подготовка сообщения о стихотворении В. Гюго, мини-сочинение о доброте)

Слушают сообщение обучающегося о стихотворении В. Гюго Бедные люди», отвечают на вопросы учителя, зачитывают свои сочинения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивная (оценка результатов домашней работы).

Личностные (нравственно-этическая ориентация).

4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его названию, предполагаю.

Выразительно читает рассказ на фоне «Старинной французской песни » Чайковского, отслеживает уровень понимания текста

Слушают чтение учителя, рассматривают репродукции в презентации, анализируют чувства, вызванные услышанным и увиденным.

Познавательные осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя), устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения)

Коммуникативные: (формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения).

6. Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач.

Организует работу по анализу проблематики рассказа.

Анализируют рассказ по вопросам и заданиям учителя, объясняют смысл названия произведения. Представляют результаты работы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно выстраивают монологическое высказывание, замечают допущенные ошибки и исправляют их.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

5.Динамическая пауза

Зачитывает высказывания известных людей о доброте

Встают, если согласны с каждым из них, остаются на местах/ если нет.

Личностные : сознают необходимость заботы о здоровье

7. Рефлексия деятельности.

Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся (Как бы вы назвали рассказ после его изучения?)

Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: дают оценку поступкам своих одноклассников, учатся понимать позицию партнера. Личностные: оценивают содержание усваиваемого материала с нравственно-этической точки зрения.

8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.

Комментирует домашнее задание.

Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на понравившуюся тему, выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием выбора эпизода).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации при выполнении домашнего задания.

Конспект урока

Доброта – это единственное одеяние,

которое никогда не ветшает.

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Изображение бедных людей в произведениях русских писателей 19 века». Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

    Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость )

    Я просила вас написать небольшое сочинение «Что такое доброта? Каким будет мир, если в нем будет царить доброта?» Зачитайте ваши высказывания о доброте.

Как варианты:

Чем больше в мире будет добрых людей, тем лучше мы будем жить.

Добрые люди веселей и разговорчивей, у них много друзей.

Уничтожить и побороть зло можно только добром.

С добрым человеком легче общаться и дружить.

Доброта – это хорошее отношение к людям.

Сострадание – это порыв души.

Жалость к пожилому, раненому, больному – вот что такое милосердие.

Доброту невозможно описать.

Предположите, какие цели мы ставим сегодня на уроке, чем будем заниматься (читать произведение о доброте, говорить о том, кто совершает добрый поступок, а кто нет и др. варианты)

    Сейчас мы прочитаем текст под названием «Бедные люди». Но вначале послушаем сообщение Ксении Князевой о том, как создавалось это произведение.

    Ребята, о чем, по-вашему, будет этот рассказ? По названию предположите, как будут развиваться события в нем.

На этом этапе урока ученики предсказывают содержание, чем больше вариантов предлагают ученики, тем интереснее.

Примерные ответы учеников:

- Наверное, это рассказ о людях, которые очень бедно жили, а потом разбогатели.

- Может быть, это рассказ о людях, которые материально бедны, но духовно богаты.

    Начинаем чтение рассказа. (Чтение учителем рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» - вначале - на фоне «Старинной французской песни» Чайковского) до слов «... говорит она и крестится». 1 остановка

    Что мы узнали о героине рассказа? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания. Какую роль в рассказе играет пейзаж? Расскажите об отношении Жанны к мужу.

(Ее зовут Жанна, она жена рыбака. Живет в бедной, но очень опрятной обстановке…)

Ее муж едва зарабатывает на одежду и пропитание, но Жанна не жалуется, а молится за него.)

    Как вы думаете, что произойдет дальше?

    Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает ». (2-я остановка)

    Куда направляется Жанна? (Проведать соседку)

    Почему? (Та больна)

    Что же могло случиться в доме соседки?

Чтение текста до слов «Они спят крепко и сладко ».(3-я остановка )

    Какие детали указывают на бедственное положение семьи Симон? Назовите их. Какой изображена мать Симон? Дети?

    Что мы можем сказать о матери детей в этом эпизоде?

(умирая, она укутала своих детей)

    Как вы думаете, а что же сделает Жанна?

(Ребята выстраивают предположения)

Чтение следующего эпизода до слов « Жанна вздрогнула и поднялась со стула». (4-я остановка)

    Чего боится Жанна? Почему произносит слова «Да и поделом, я и стою того…»

Чтение рассказа до слов « Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки …» (5-я остановка)

    А теперь выскажете предположения о том, как отреагирует муж Жанны на то, что она взяла детей в свой дом?

Чтение рассказа до конца (6-я остановка) .

    Неожиданна ли для вас концовка рассказа?

    Какой момент в рассказе для вас показался наиболее захватывающим?

    Понравился ли вам рассказ Толстого?

(Ребята делятся своими впечатлениями. Для кого-то это был совсем неожиданный финал).

    Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа.

    Я вам зачитаю высказывания великих людей о доброте, а вы, если согласитесь, то встаньте, пожалуйста, если не согласны, останьтесь на своих местах.

    Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. ()

    Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. ()

    Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. ()

    Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. ()

    Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. ()

    Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта. ()

    Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать также на беду, постигшую соседей?

    О чем этот рассказ? (о доброте, о любви к людям).

Можно сказать, что Жанна и ее муж счастливые люди? Почему тогда название у рассказа «Бедные люди»? (Автор хотел подчеркнуть, что герои, бедные по материальному состоянию, во имя любви к ближнему готовы на

самопожертвование, в этом поступке проявляется мудрость души героев).

    А как еще можно назвать этот рассказ? Поработайте в парах.

Ребята предлагают разные названия, объясняя свой выбор. И среди них, возможно, будет вариант «Богатые люди».

    Почему богатые (а если не будет, предложим его детям на обсуждение).

    Какими сокровищами обладали герои Толстого?

    Давайте напишем на маленьких «бриллиантах» из бумаги душевные качества этих людей. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь будут жить сокровища души.

    А мы с вами обладаем ли этими богатствами? Конечно, каждый из нас старается совершать лишь добрые поступки. Возьмите из коробочки «бриллиант» и подарите его кому-либо из одноклассников, объяснив, почему.

    Если вам не достался бриллиант, не расстраивайтесь, вы, конечно же, обладаете душевными сокровищами, просто окружающие их пока не разглядели…. А чтобы они стали видны всем, нужно уметь ими делиться, ведь «доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

    Итак, попробуем вместе подвести итог нашему разговору. Какие уроки доброты преподает нам Лев Николаевич Толстой? (Мы еще раз убедились в том, что на свете есть люди с добрыми сердцами и что добро всегда побеждает зло).

Возвратимся к эпиграфу и проследим взаимосвязь его с содержанием рассказа (И там, и здесь речь идет о доброте, это качество помогает героям оставаться людьми ).

Рефлексия: Что было интересно вам на уроке? Достигли ли мы с вами поставленных целей?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

Актуальна ли тема рассказа в наше время?

Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос, возможно, будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Закончить урок я хочу стихотворением поэта 20 века А. Дементьева,

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, - так и остался хамом.

Этот вот - от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.

    В качестве домашнего задания хочется предложить вам несколько заданий на выбор:

Написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами);

Развернутый ответ на вопрос «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого?

Развернутый ответ на вопрос «Почему доброта так важна в нашем обществе?»

Выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием эпизода.

    Спасибо за работу. До свидания.

Которое никогда не ветшает»

(Афоризм Генри Дэвида Торо, американского писателя и философа 19 века)
Цель :1)Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;

2)Формирование коммуникативной компетенции через умение работать с текстом, доказательно выражать свою точку зрения;

3)Развитие нравственных представлений учащихся в ходе работы с такими понятиями, как добро, доброта

4) развитие критического мышления учащихся через работу с текстом

Оборудование: Стенд с высказываниями писателей о доброте.

Фонограмма (П.И.Чайковский «Старинная французская песня»)

Учебник (рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»), стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача», репродукция картины

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Добрый день! Улыбнитесь друг другу, пожелайте всего доброго на сегодняшнем уроке.

Нам желают «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Ребята, каким вы видите наш урок, что от него ожидаете?


  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА
Обращаю внимание ребят на эпиграф к уроку: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

Работа в тетради:

Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)

Чтение отрывков сочинений учащихся «Что значит для меня доброта?»

Многие великие люди говорили о доброте. Возможно, их высказывания пригодятся в нашем разговоре .

Вывод:

Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди». Сделайте свои предположения: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?


  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Поделитесь первыми впечатлениями .

Анализ рассказа.

На сколько частей можно разделить рассказ?


  • Ожидание мужа.

  • Смерть соседки.

  • Добрый поступок.
А. Найдите ключевые слова, вставьте их вместо пропусков или подберите сами нужные слова (Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям).ЗАДАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ

Расскажите (Пересказ с изменением лица рассказчика)


      • о жизни Жанны от 1 лица
Вывод: автор подчеркивает крайнюю бедность в семье, но во всем чувствуется забота о семье, любовь, взаимопонимание

Б. Жанна идет проведать больную соседку. Жанна видит постель, на которой она и двое ее маленьких детей.

ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ

Найдите прилагательные , которые употребляет автор, говоря о матери.

На какую художественную деталь вы бы обратили внимание? (Рука матери .) Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.

Найдите прилагательные и наречия , которые употребляет автор, говоря о детях.(словно ангелы)

Какие выводы вы сделаете на основе наблюдений?

Вывод: Как беззащитны дети, еще даже не знающие, что они оказались в беде. Рука матери, свесившаяся с соломы - эта деталь подчеркивает, что в последние минуты жизни мать постаралась укрыть детей, уберечь.
Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора. Выбор был и у Жанны: взять этих маленьких детей, но тогда…… или оставить, но тогда………………………..

Жанна выбирает первое, причем она сама не знает «как и зачем она сделала это»

В. Что побудило Жанну взять детей? Как вы оцените ее поступок?

Физпауза Добрые дела – божественны (Г.Манн)Ребята садятся по 3 группам.У каждого ученика буквы слова, слово должно быть прочитано в группе

Работа в тетради(ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ ): Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.


В начале

В конце

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви , и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре.

Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится.



Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”

Ваши выводы

Ваши выводы. Объясните причины такого изменения.

Перечитаем по ролям финал. Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и ее мужа.

Обратим внимание на название рассказа .

Доброта и любовь – высшие проявления сущности человека. Именно о проявлении этих качеств говорит автор в этом прозаическом произведении. К какому жанру вы бы его отнесли? Аргументируйте ответ.

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Стихотворение в прозе – вид лирического произведения в прозаической форме . Признаки: небольшой объем, эмоциональность, характер изображается в отдельном его проявлении.

Я хочу познакомить вас со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Есть ли связь между стихотворением в прозе Тургенева и рассказом Толстого?

Почему богатые? Герои рассказа были богаты духовно. Какими сокровищами они обладали? (В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства. Мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

Написать на бумажках-шестигранниках качества, которыми обладали герои произведений. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь сокровища души.


  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Представьте, что вам нужно рассказать о характере наших героев при помощи цвета. Какой цвет вы выберете? .

Кисть и краски порой могут выразить душевное состояние не хуже, чем слово. Посмотрите на картину современной художницы Ирины Карпикиоти. Какое бы название вы ей дали?

Мы говорили сегодня о важных качествах человека, и,надеюсь, наш урок был для вас полезным. .Какие бы ключевые слова вы вставили в название нашего урока? (доброты, любви,)

Творческая работа.


  • Синквейн «Что такое Доброта».

  • О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»

  • Продолжите стихотворение по данному началу
«О, мудрецы, вы бесконечно правы,

Наш мир спасут добро и красота...»


Озвучиваем написанное.

Раздаем «богатства» : каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.

Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.


Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.


Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.


А. Дементьев

Подводим итоги работы класса и отдельных учащихся.

Лист деятельности учащегося
Уроки ……………………………………………….. Л.Н.Толстого

Рассказ «Бедные люди»

«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»

Генри Дэвид Торо

Задание 1. Выберите задание и выполните его. (ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР)

1) Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.

2) Выпишите из 1 части рассказа слова, которые, на ваш взгляд, могут быть ключевыми _____________________________________________________________________________________________